Послание главы КБР Парламенту Кабардино-Балкарской Республики
Как уже сообщало РИА КБР, сегодня глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков выступил с Посланием к республиканскому парламенту.
Приводим для читателей РИА «Кабардино-Балкария» полный текст послания главы КБР, распространенный его пресс-службой.
Уважаемые депутаты!
Уважаемые жители Кабардино-Балкарии!
Сегодняшнее моё Послание первое с момента вступления в должность Главы Кабардино-Балкарской Республики. Оно соответствует основным положениям Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию, а также времени и тем задачам, которые предстоит нам решать в изменившихся условиях.
Прошедший год, как вы знаете, во многих смыслах стал знаковым для нашей страны. Несмотря на серьёзное противодействие, Россия вернула себе статус одного из главных участников мировых процессов. И никакие западные санкции изменить это не в силах. Россия, как и всегда, готова принять любые вызовы времени и победить.
Вместе с тем мы на себе ощущаем те сложности и противоречия, с которыми столкнулась наша страна. Это требует от всех нас энергичного и результативного реагирования на новые исторические вызовы.
В 2015 году наши действия будут сконцентрированы на выполнении ключевых положений Послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию, его майских указов, Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики и, безусловно, на решении вопросов, которые будет ставить перед нами жизнь.
Прежде чем перейти к основным направлениям предстоящей работы, хотел бы коротко сказать о выполнении тех задач, которые мы ставили перед собой год назад.
А задачи эти, как вы знаете, были далеко не простые. К 2014 году республика оказалась в сложной ситуации. По сводному индексу социально-экономического развития за 2013 год республика занимала 82 место. Ухудшение положения дел произошло по многим направлениям, в том числе по таким важным показателям, как объёмы инвестиций в основной капитал, производства промышленной продукции, строительных работ, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета.
В этих условиях необходимо было найти радикально новые решения и подходы, пересмотреть и усовершенствовать действующий политический и административный инструментарий. В результате, несмотря на все трудности, нам удалось не только остановить спад в экономике, но и обеспечить её рост.
Так, по предварительным данным, объём валового регионального продукта достиг 117,6 млрд рублей, темп роста к уровню 2013 года составил 106,3%. Индекс промышленного производства составил 109,3%, темпы роста продукции сельского хозяйства - 101,2%, инвестиций в основной капитал – 130%, объёмов работ в строительстве - 127,4%. Во все уровни бюджета мобилизовано около 12,5 млрд рублей, или на 24,6% больше, чем за предыдущий год.
Нам удалось реализовать практически всё из намеченного в социальной сфере. Среднемесячная заработная плата по республике достигла 20 тыс. рублей, на 7,5% превышая уровень предыдущего года. Повышение уровня оплаты труда педагогов, врачей, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников и работников культуры идёт строго в соответствии с установленными контрольными индикаторами. Введены в строй 155 объектов, в том числе новые детские сады и школы, объекты здравоохранения, спортивные комплексы, культурные центры и дороги.
В истекшем году осуществлены конкретные шаги, направленные на оздоровление и стабилизацию общественно-политической ситуации, на обеспечение необходимого уровня безопасности. Нам удалось преодолеть многие деформации во власти и в обществе, укрепить законность и правопорядок, повысить уровень управляемости республики. Более открытой и честной стала работа органов власти и местного самоуправления.
В 2014 году состоялись выборы Парламента КБР, обновлён состав Правительства, глав местных администраций муниципальных районов и городских округов, руководителей различных управленческих структур. Возрос уровень персональной ответственности руководителей за принимаемые решения, за достижение поставленных ориентиров, за качество своей работы.
Таковы основные итоги развития Кабардино-Балкарии в 2014 году.
Уважаемые депутаты!
На мой взгляд, достигнутое в истекшем году – это лишь небольшой шаг в сторону оздоровления экономики и укрепления стабильности в республике. Мы понимаем, что предстоит ещё очень многое сделать для вывода республики из категории субъектов – аутсайдеров по сводному индексу социально-экономического развития.
В условиях существующего дефицита бюджетных средств и замедления экономического роста это будет далеко непросто. Но это значит лишь то, что мы должны уделять удвоенное внимание вопросам собственной эффективности, направить усилия на оптимизацию всех управленческих процессов, на поиск и задействование всех резервов и возможностей.
Как известно, слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность». Вот из этого мы и должны исходить в работе в нынешних условиях. В этом должна быть главная суть разрабатываемого сейчас Правительством плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Он должен быть предельно конкретным и прозрачным, иметь чёткие ориентиры и показатели.
Главное на данном этапе – сохранить достигнутые темпы роста экономики. При складывающейся внешней конъюнктуре у республики есть реальный шанс на основе её диверсификации, роста высокотехнологичного сектора экономики получить весомые «плюсы» от импортозамещения.
В Послании Федеральному Собранию В.В. Путин поставил задачу снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции. Для решения этих задач в нашей республике необходимо осуществить перестройку структуры промышленного комплекса в сторону увеличения удельного веса наукоёмких, высокотехнологичных и высокопроизводительных производств.
Повышению конкурентоспособности нашей промышленности призваны способствовать реализация высокотехнологичных инвестиционных проектов на предприятиях «Терекалмаз», «Прохладненский завод полупроводниковых приборов», «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры», «Севкаврентген-Д», «ДЕКС», а также создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Майского района.
Несмотря ни на какие сегодняшние трудности в стране, нам необходимо продолжить продвижение этих проектов в федеральных структурах, равно как и проекта по Тырныаузскому вольфрамо-молибденовому месторождению, реализация которого имеет для республики важное социально-экономическое значение. Следует также определить перечень и возможности производства товаров для импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
С нынешнего 2015 года запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Это очень важно для развития нашего промышленного потенциала. Но важно и другое, будем ли мы способны их использовать по назначению, подкрепить их соответствующими республиканскими мерами по привлечению инвесторов, созданию для них привлекательных условий. Правительству следует изучить регионы, где такая практика уже довольно успешно применяется, и внести конкретные предложения.
Таким образом, важнейшей задачей Правительства на предстоящий период должна стать активная работа по включению наших предприятий в федеральные отраслевые стратегии и программы по сокращению зависимости от импорта, подкрепив их конкретными шагами со стороны республики.
Уважаемые депутаты!
Сельское хозяйство – не только важнейшая сфера экономики, но и уклад жизни. Поэтому мы намерены активно поддерживать село, а 2015 год объявлен у нас годом сельского хозяйства.
В прошлом году в сельское хозяйство республики направлено более 8,3 млрд рублей субсидируемых кредитных ресурсов, около 1,8 млрд рублей государственной финансовой поддержки. В настоящее время в отрасли осуществляется 50 инвестиционных проектов на 34 млрд рублей. Реализуются республиканские программы поддержки села.
В утверждённой Правительством Российской Федерации 2 февраля 2015 года Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года с учётом относительно высокого потенциала плодородных земель Северо-Кавказского федерального округа перед нами поставлена задача продолжить интенсификацию возделывания зерновых культур, сахарной свёклы, подсолнечника и других масляничных культур, увеличить производство мяса птицы, формировать экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Признано также целесообразным направить инвестиции на модернизацию и строительство новых сахарных заводов, масложировых и мясоперерабатывающих организаций.
Правительству республики следует незамедлительно организовать всю необходимую работу по максимальному использованию возможностей, которые предоставляются нам данным решением Правительства России. Упустить эти возможности в нынешних условиях просто недопустимо. Более того, поручаю Правительству разработать аналогичную республиканскую стратегию и утвердить её не позднее 15 марта текущего года.
В условиях задач по импортозамещению продукции необходимо максимально использовать конкурентные преимущества нашего агропромышленного комплекса. Для этого у нас имеются все необходимые ресурсы. Производимые объёмы сельхозпродукции по ряду видов уже заметно превышают внутренние потребности республики.
Наша республика располагает благоприятными условиями для интенсивного развития производства овощной и плодово-ягодной продукции. И мы намерены активно поддерживать это направление. Поручаю Правительству проработать все вопросы, связанные с расширением площадей под многолетние насаждения, обеспечить принятие эффективных мер для развития как интенсивных форм садоводства, так и традиционного для нас горного и предгорного садоводства. При этом важно учесть допущенные перекосы с точки зрения справедливого распределения ресурсов между всеми, кто желает заниматься этим важным и перспективным видом деятельности. Надо вовлечь в него максимальное количество населения, оказывать людям финансовую и иную необходимую помощь.
Дальнейшее увеличение поставок наших продуктов в другие регионы страны вполне реально. Для этого следует развернуть активную работу с торговыми сетями, в том числе в рамках заключённых с субъектами России соглашений о сотрудничестве. Необходимо определить перечень проектов, направленных на решение задач импортозамещения, для того, чтобы обеспечить им максимальную поддержку, в том числе за счёт средств федеральных ассигнований.
Одно из направлений, по которому мы ещё зависим от других регионов, - это мясная и молочная продукция. Поэтому уже в текущем году предстоит обеспечить заметный прирост производства мяса и молока, довести его до 101 тыс. тонн и 470 тыс. тонн соответственно. При этом ставится задача развития мясного животноводства преимущественно на семейных фермах, а молочное, напротив, должно получить качественное развитие за счёт строительства современных высокотехнологичных молочных комплексов.
Решение этих задач потребует интенсивного развития растениеводства. На сегодняшний день имеющиеся у нас зерновые ресурсы не обеспечивают потребности животноводства и перерабатывающих предприятий. Поэтому в пятилетней перспективе среднегодовое производство зерна должно достичь не менее одного млн тонн. При этом важно повысить классность продовольственного зерна и увеличить объёмы производства продовольственной пшеницы.
По опыту прошлых лет следует уделить особое внимание технологии подготовки семян и семеноводству. Настало время вернуть Кабардино-Балкарии былую славу производителя оригинального, высококачественного и доступного семенного материала кукурузы.
Также хорошие перспективы имеются в республике по развитию рыбоводства, если этим делом заниматься заинтересованно и профессионально.
Уважаемые коллеги!
Потребность в продовольствии будет возрастать. В этот сектор пойдёт больше инвестиций. Поэтому работники отрасли должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться отдельными достижениями. На земле должны работать прежде всего те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность. Следует устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию. Фермеры должны иметь прямой доступ к долгосрочному финансированию и рынкам сбыта без посредников.
Будущее – за созданием сети новых перерабатывающих предприятий в аграрном секторе, главным образом, в форме малого и среднего бизнеса. Здесь мы должны поддержать бизнес кредитами.
Большинство из тех, кто живёт на селе, а их у нас практически половина населения, могли бы стать самостоятельными производителями качественных, экологически чистых, недорогих продуктов питания. Помочь им должна была бы потребительская кооперация. Правительству республики необходимо принять меры по восстановлению системы потребительских обществ и сельскохозяйственной потребительской кооперации уже в текущем году.
Особая роль в реализации задач в агропромышленном комплексе отводится науке. Все наши исследования, разработки и инновации в этой сфере должны носить конкретный прикладной характер.
Уважаемые депутаты!
Важнейшим направлением работы в предстоящий период должно стать развитие собственной базы энергетики. Ввод в эксплуатацию в текущем году Зарагижской ГЭС, а в ближайшей перспективе каскада Курпских ГЭС должен позволить обеспечить потребности республики в электроэнергии в полном объёме за счёт выработки гидроэлектростанций, расположенных на территории КБР.
Наряду с этим Правительству следует активизировать работу, направленную на повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления энергоресурсов. Актуальность этой задачи обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики резко увеличилась стоимость энергетических ресурсов. Особое внимание следует обратить на результативность реализуемых мероприятий программы энергосбережения, прежде всего в ЖКХ и бюджетном секторе.
Одной из ключевых отраслей экономики республики является строительный комплекс. В целях исключения неоправданного завышения цен при строительстве объектов для государственных нужд и неэффективного расходования бюджетных средств Правительству необходимо принять дополнительные меры по усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью строительных организаций, за выполнением ими договорных обязательств.
Важнейшим направлением жилищной политики в предстоящий период станет реализация программы «Жильё для российской семьи», обеспечение сохранности жилого фонда. Мы должны строить больше доступного жилья.
Правительству, местным администрациям муниципальных районов и городских округов следует усилить работу по поддержке индивидуального жилищного строительства. При этом следует уделить особое внимание развитию загородной инфраструктуры в части развития дорожной сети и строительства социальных объектов. До конца года необходимо завершить разработку и утверждение правил землепользования и застройки.
В истекшие годы с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отремонтировано 563 многоквартирных дома. Эту работу надо настойчиво продолжать и в будущем. Для этого у нас создан региональный оператор, приняты необходимые нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок организации проведения капитального ремонта.
На сегодняшний день из аварийного жилья переселены 2067 человек из 145 домов общей площадью 32,5 тыс. кв. м, что составляет 45,5% от общей площади домов, признанных аварийными. В 2015 году предполагается переселение ещё 670 человек из 84 аварийных домов.
Очевидным приоритетом на этот год и ближайшую перспективу остаётся повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства. Задача здесь – вывести отрасль на безубыточное функционирование при одновременном наращивании финансовых вложений в модернизацию. В настоящее время износ тепловых, водопроводных и канализационных сетей составляет 58%, 50% и 30% соответственно. Основной путь модернизации отрасли - в привлечении инвестиций на основе государственно-частного партнёрства.
Крайне важно внедрить стандарты качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечив своевременность и прозрачность платежей. В этих целях в республике запущен механизм лицензирования деятельности управляющих компаний, приняты необходимые для этого соответствующие нормативно-правовые акты. Это должно дать возможность вести борьбу за потребителя и убрать с рынка недобросовестные компании. Однако при этом необходимо построить работу таким образом, чтобы развивать добросовестные конкурентные отношения на этом рынке. Нельзя забывать и об ответственности ресурсоснабжающих организаций, от которых напрямую зависит качество предоставляемых услуг.
Важные задачи стоят перед нами в сфере развития транспортной системы. В 2015 году предполагается строительство двух автовокзалов за пределами г. Нальчика, что позволит разгрузить городские транспортные потоки, улучшить экологическую обстановку.
Аналогичное решение нами принято и в отношении железнодорожной станции, и прежде всего, в части грузовых перевозок. Вынос её за пределы г. Нальчика позволит демонтировать железнодорожные ветки и все переезды в городской черте, что позволит прекратить грузовые перевозочные и маневровые работы внутри города. Это значительно увеличит пропускную способность улиц, улучшит организацию дорожного движения в центральной части города.
Перенос указанных объектов высвободит значительные территории в центре г. Нальчика, которые необходимо будет использовать для строительства объектов и развития городской инфраструктуры.
В связи с отсрочкой реализации проекта по строительству нового международного аэропортового комплекса следует обеспечить проведение реконструкции существующего аэропорта Нальчик.
Поручаю Правительству держать решение этих важных вопросов на особом контроле, обеспечить их поэтапное решение в соответствии с намеченными сроками.
Одним из наиболее острых вопросов по-прежнему остаётся обеспечение безопасности дорожного движения. В этой связи в текущем году следует более активно вести работы по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в том числе путём привлечения к этой работе субъектов малого предпринимательства.
Президент страны в Послании поставил задачу удвоить объёмы дорожного строительства. Для выполнения данной установки Правительству следует, с одной стороны, более аргументировано и убедительно работать с соответствующими федеральными структурами на предмет увеличения объёмов средств на строительство и обустройство дорог федерального значения, с другой, добиваться увеличения объёмов средств республиканского дорожного фонда. Одновременно необходимо добиваться поэтапного повышения действующего в республике норматива на содержание автомобильных дорог, который сегодня значительно ниже федерального и регионального показателей.
Однако хочу особо подчеркнуть, что никакие вложения нам не помогут решить стоящие в данной отрасли задачи, если не обеспечим абсолютно целевое, максимально прозрачное, эффективное расходование выделяемых средств.
В текущем году предстоит продолжить усилия по динамичному развитию связи. В данной отрасли необходимо создавать условия для «здоровой» конкуренции операторов мобильной и проводной телефонной связи, провайдеров услуг Интернет, увеличить зоны покрытия мобильной связи, особенно в горных и предгорных районах, а также отдалённых поселениях.
В современных условиях вывод на новый уровень наших коммуникаций обретает важнейшее социально-экономическое значение. Сегодня интернет-ресурсы, скажем те же смартфоны, уже позволяют без особых затрат получить доступ к опробованным к мировой практике передовым технологиям, инновационным проектам для различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности. Ничего изобретать не надо. Бери готовые разработки и применяй. Кроме того, эти ресурсы позволяют снять многие проблемы в таких важных направлениях, как организация обучения, оказание современных медицинских услуг, трудоустройство и т.д. Словом, возможности здесь колоссальные, и мы должны использовать их по самому максимуму, учить людей умению пользоваться всеми современными коммуникационными ресурсами.
Уважаемые депутаты!
В условиях ограниченных ресурсов важнейшим направлением работы в предстоящий период должно стать создание благоприятных инвестиционных условий для бизнеса. В республике реализуются или планируются к реализации в ближайшее время свыше трёх десятков приоритетных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Их осуществление позволит увеличить объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечить граждан рабочими местами и достойной заработной платой, что для нас имеет важнейшее значение.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, инвестиционная активность в нашей республике не соответствует уровню её потенциальной инвестиционной привлекательности. Во многом это объясняется отсутствием земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, которые возможно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств. Не могу в этой связи не затронуть ещё одну проблему. Одной рукой мы вкладываем немалые средства в создание новых производств, а другой отдаём за бесценок уже готовые для индустриального использования объекты недвижимости и территории. За последние годы с карты Кабардино-Балкарии исчезли десятки промышленных предприятий, на которых трудились тысячи наших граждан. Да, в большинстве своём, возможно, это были устаревшие заводы, либо предприятия, чья продукция по причине развала хозяйственных связей стала невостребованной, но об их реновации по большому счёту никто даже не задумался. Всё продано или сдано в аренду. И никто не озаботился перепрофилировать или предложить альтернативный, но более выгодный в интересах республики вариант. Подобное отношение к индустриальным площадям впредь недопустимо.
Для дальнейшего улучшения инвестиционного климата необходимо внести соответствующие изменения в правовые акты в этой сфере, упростить механизм регулирования инвестиционной деятельности и предоставления мер государственной поддержки. Рассчитываю, что депутаты Парламента республики активно включатся в законопроектную работу в этом направлении.
Важным показателем инвестиционного климата является развитие малого и среднего бизнеса. Поддержка предпринимательства – один из важнейших приоритетов нашей экономической политики. В республике действуют такие формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, как Гарантийный фонд КБР, софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предоставление целевых субсидий и другие программы.
Однако сегодня этого уже недостаточно. В нынешних усложнившихся для предпринимательской деятельности условиях мы обязаны сделать всё возможное для того, чтобы ободрить бизнес. В Послании Президента России Федеральному Собранию обозначен целый комплекс мер, призванных улучшить деловой климат, включающий налоговые и надзорные каникулы, предоставление бизнесу преимуществ в реализации задач по импортозамещению и другие ощутимые льготы. Очень важно, что регионам будет дано право снижать процентные ставки по специальным налоговым режимам. Мы должны активно использовать все эти возможности.
Всё более важную роль сегодня приобретают механизмы государственно-частного партнёрства. Позитивные примеры продвижения по отдельным направлениям этой формы работы у нас уже есть. Но их может быть значительно больше, если мы ускорим важнейшее дело упрощения и удешевления основных процедур, сопутствующих запуску инвестиционных проектов, таких, как регистрация предприятий и прав собственности, вхождение в кадастровый учёт, присоединение к сетям энерго- и газоснабжения, получение разрешений на строительство и так далее. Пора во всём этом навести должный порядок, прекратить мучить людей.
Поручаю Правительству проработать весь этот комплекс вопросов с соответствующими территориальными федеральными органами исполнительной власти, обеспечить принятие необходимых мер. Просил бы депутатов Парламента, общественную палату, все институты гражданского общества активно подключиться к этой работе.
Важным приоритетом нашей социально-экономической политики на 2015 год остаётся создание высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии курорта и туризма. Складывающаяся внешняя конъюнктура создаёт дополнительные благоприятные условия для значительного увеличения притока туристов в республику. Поэтому надо усилить принимаемые меры по формированию современной инфраструктуры туризма, созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории Черекского, Чегемского, Зольского и Эльбрусского районов. Осуществление всего комплекса мер, намеченных нами в этой сфере, позволит обеспечить к 2020 году увеличение количества туристов, посещающих республику, до
1 млн человек в год.
Однако для увеличения притока туристов нам предстоит решить и старые проблемы по не отвечающим современным требованиям гостиничной сети, и неразвитой транспортной инфраструктуре и многим другим.
Но всё же главное – это обеспечение системной защиты экологии Кабардино-Балкарии. Необходимо усилить работу по снижению негативной нагрузки на окружающую среду, по сохранению и восстановлению лесов, уникальных природных комплексов, заповедников.
Особое внимание при этом следует уделить благоустройству и санитарной очистке населённых пунктов. Предстоит ещё многое сделать для приведения в порядок улиц, площадей, парков и скверов, остановочных комплексов. Особое внимание надо уделить состоянию рынков. Они должны действовать в рамках правового поля. Это во-первых. А во-вторых, все рынки должны уйти в капитальные строения, должны быть цивилизованными, чистыми, удобными и безопасными для людей.
Необходимо более настойчиво и активно осуществлять работы по реконструкции ул. Кабардинской в г. Нальчике, превращению её в привлекательную зону для прогулок и отдыха, другие аналогичные проекты. Следует разработать специальную программу обновления сети осветительных приборов. В ближайшее время, на мой взгляд, республика может и должна стать самым освещённым регионом на юге страны.
Словом, мы должны вернуть Кабардино-Балкарии былой имидж одного из самых чистых, уютных и живописных регионов Российской Федерации.
Уважаемые депутаты!
Достижение всех указанных целей и результатов должно идти в параллели с обеспечением сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета. В Послании Федеральному Собранию В.В. Путин поставил задачу в ближайшие три года ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на 5 процентов от общих расходов в реальном выражении.
Сегодня все мы должны осознать, что, с одной стороны, никто в Кабардино-Балкарии больше не может позволить себе легкомысленного обращения с ресурсами любого рода, их разбазаривания и даже хоть сколь-нибудь неэффективного, нерачительного использования. С другой стороны, мы все должны научиться оперативному купированию внезапно возникающих рисков.
Именно из этих императивных требований мы исходили, работая над очередным трёхлетним бюджетом. Прежде всего это бюджет преемственности. Мы сохраняем все долгосрочные программы и все основные мероприятия в их составе. И при этом он по-прежнему социально ориентирован. В числе безусловных приоритетов сохраняется исполнение майских указов Президента страны.
Хочу особо подчеркнуть, что расходы бюджета должны быть ориентированы на достижение конечных социально-экономических результатов.
Необходимо повысить эффективность использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд. При осуществлении закупок следует обеспечить оптимизацию сроков и организационных процедур размещения заказов, а также снижение расходов за счёт пресечения практики необоснованного завышения цен.
В нынешних условиях нам следует переходить к так называемому консервативному распределению ресурсов. При этом следует учитывать современные реалии. На мой взгляд, возможно настало время отказаться от формирования бюджета по традиционной десятками лет сложившейся практике. Опыт развитых стран показывает, что обновление направлений расходов хотя бы на 25-30% даёт достаточно высокий эффект.
Важнейшая задача – увеличение налогового и неналогового потенциала, поиск дополнительных источников пополнения доходной части бюджета. Правительство, местные администрации муниципальных районов и городских округов, городских, поселковых и сельских поселений должны в ближайшее время завершить полную инвентаризацию всех объектов недвижимого имущества, земельных участков, поставить всё это на строгий налоговый учёт. Одновременно с этим следует добиться повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики.
В целом наша политика в сфере управления государственными финансами должна быть достаточно сдержанной и максимально эффективной, что особенно важно в довольно напряжённых и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом жёсткий режим экономии бюджетных средств следует обеспечить не только за счёт прямого сокращения не первоочередных и не приоритетных расходов, но в значительной степени за счёт повышения эффективности использования средств бюджета. Каждый рубль должен использоваться рационально, экономно, строго по назначению.
В условиях недостаточности собственной доходной базы бюджета республики сохраняется актуальность оптимизации долговых обязательств, повышения качества управления государственным долгом и минимизации расходов на его обслуживание.
По-прежнему остро в республике стоит задача повышения эффективности использования объектов, находящихся в государственной собственности. Правительству пора, наконец, оптимизировать структуру государственной собственности, сократить число неиспользуемых, либо используемых не по назначению объектов, а также имущества, не задействованного в выполнении государственных функций. Следует ускорить процесс передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность сельских и городских поселений республики.
Одной из важнейших задач остаётся повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Для этого необходимо наладить постоянный государственный и муниципальный мониторинг, усилить контроль за соблюдением требований земельного законодательства.
В целях предупреждения коррупции в сфере земельных отношений необходимо усилить взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с общественными организациями и институтами гражданского общества, правоохранительными структурами.
В перспективе нам так или иначе придётся определиться с выбором форм собственности на земли сельскохозяйственного назначения. На этом же этапе будем добиваться, совершенствования механизма и повышения эффективности аренды земель сельскохозяйственного назначения, максимальной справедливости в этих вопросах.
Важное значение будет по-прежнему придаваться внешним связям. Наши предприятия успешно сотрудничают со странами ближнего и дальнего зарубежья. Наряду с международными контактами немалый потенциал заложен в дальнейшем развитии взаимоотношений с регионами нашей страны. Необходимо активно развивать экономическое сотрудничество как с регионами Российской Федерации, так и с зарубежными партнёрами. В условиях импортозамещения здесь для нас открываются ещё более широкие возможности, и мы должны воспользоваться этим в полной мере.
Уважаемые депутаты!
Важнейшим фактором формирования и развития инновационной экономики является человеческий капитал. Ключевая роль здесь отводится системе образования. В истекшем году немало сделано по улучшению материально-технической базы отрасли, внедрению современных методик преподавания.
Вместе с тем, вкладывая в последние годы большие средства в модернизацию образования, в оснащение учебного процесса, стимулирование труда работников системы, мы пока ещё не получаем адекватного улучшения качества знаний. В ряде случаев базовой подготовки учеников недостаточно для успешной сдачи выпускных экзаменов. Ответственность за качество подготовки к ЕГЭ зачастую переложена на родителей и репетиторов. Такие подходы должны быть изжиты. Следует усилить методическую работу на всех уровнях управления образованием.
Школа пока ещё не стала подлинным центром воспитания учеников и их родителей. Требует серьёзного внимания и развития работа в этом направлении с широким привлечением управляющих советов, родительских комитетов, попечительских наблюдательных советов, других форм общественной активности и контроля. Без информированности о сути проводимых реформ в области образования и без участия в этих процессах родителей, педагогов, общественности, да и самих учащихся успеха не достичь.
Необходимо обновить и укрепить кадровый состав системы образования, включая дошкольное, школьное, дополнительное, профессиональное и высшее образование. Речь идёт о профессионализме и личностных качествах педагогов, директорского корпуса, руководителей органов образования в городах и районах республики.
Проблемным остаётся вопрос омоложения кадрового состава. Сегодня мы должны иметь чёткое видение как привлечь в школу талантливую молодёжь, как и на какой базе её готовить к будущей профессии, какой предложить социальный пакет, другие меры повышения авторитета и престижа профессии педагога.
Важный вопрос – обеспечение школ и педагогов программами, учебниками, методическими пособиями. Необходима глубокая проработка всего, что применяется в учебном процессе. Надо разобраться с системой обеспечения учащихся учебниками, внимательно рассмотреть организацию торговли ими. Это касается и школьной формы. Какой она должна быть, сколько она стоит, кто платит – это важные для большинства семей вопросы.
Предстоит многое сделать по искоренению в системе образования бытовой коррупции, поборов, семейственности. Школа, колледж, вуз – не семейная кормушка, не учреждение по отъёму денег за устройство на работу, за оценку, за «лояльное» отношение к нарушителям. Нигде это недопустимо, но особенно в системе образования. Это чревато серьёзными последствиями не только для каждой конкретной семьи, но и для общества в целом.
Много проблем, связанных с состоянием материально-технической базы. Большое количество школ, детских садов требуют ремонта. Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, мы обязаны обеспечить неукоснительное выполнение поставленной Президентом России задачи – обеспечить ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения. Для этого в этом году необходимо создать ещё 750 мест в дошкольных организациях.
Требуют обновления и подходы к развитию профессионального образования. Эта работа должна начинаться ещё со школьной скамьи. Необходимо предпринять все меры, чтобы система профессионального образования в республике обрела необходимые темпы развития по востребованным направлениям. Следует вывести на системный уровень работу по профориентации и дать учащимся возможность ранних «профессиональных проб». В целом важно формировать культ человека труда, человека, имеющего профессию.
Это можно отнести и к вузам республики. Мы вправе ждать от них значительного повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учётом запросов рынка труда. Следует кардинально изменить отношение и подходы наших вузов к вопросам интеграции профессионального образования и производства. Более масштабным и результативным должно стать участие вузов и научных учреждений в решении социально-экономических и социокультурных проблем республики. Правительству надо создавать условия для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, участия учёных в реализации программ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий. Тем более, что для этого у нас в республике имеется достаточно большой потенциал.
Необходимы систематизация и повышение эффективности работы в вопросах реализации молодёжной политики. Отраслевое Министерство должно стать центром этой работы, объединив усилия всех заинтересованных министерств, ведомств и институтов гражданского общества. На современном этапе требуется решение двух основных задач. Первая – это создание инфраструктуры и подготовка кадров по социализации молодёжи. Вторая – это минимизация негативных явлений в молодёжной среде и вовлечение молодёжи в социальные практики.
Уважаемые депутаты!
Безусловным приоритетом нашей политики была и остаётся поддержка культуры как важнейшего фактора формирования высокой духовности нашего народа.
В 2014 году, объявленном в России Годом культуры, были проведены значимые мероприятия, фестивали, премьеры, творческие вечера, встречи. Предприняты конкретные шаги, направленные на обновление и укрепление материально-технической базы отрасли, на усиление мер социальной поддержки деятелей культуры. Мы будем и впредь активно работать в этом направлении.
Вместе с тем сегодня назрела необходимость в более глубоких преобразованиях идеологии культуры. В утверждённой Указом Президента Российской Федерации «Основах государственной культурной политики в Российской Федерации» отражено отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов.
Такое всеобъемлющее понимание культуры означает и кардинальные изменения самих приоритетов государственной политики. На первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодёжи. Повышенное внимание уделяется их духовному, творческому развитию, воспитанию патриотизма, а также созданию качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.
Исходя из этого, нам предстоит на деле вывести культуру на высоту её общественного предназначения. Добиться, чтобы она действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, к семье, к воспитанию детей.
Действие культурной политики охватывает очень широкий круг: это образование, воспитание, формирование информационного пространства, это укрепление межнациональных отношений, это профессиональное искусство, литература, народное творчество и многое, многое другое. Поэтому в её реализацию должны активно включиться все без исключения: общество, власть, учреждения культуры, школы, вузы, творческие союзы, педагогическое и научное сообщество республики.
В условиях глобализации очень важно сохранить, не растерять культурную, национальную идентичность. Нам нужна прочная духовная, историческая основа, а для этого мы должны беречь свои национальные истоки.
Приоритетной задачей остаётся выявление и поддержка молодых талантов в виде финансирования соответствующих инициатив и стипендий для одарённых детей и молодёжи с целью содействия им в дальнейшем обучении.
2015-й год объявлен в нашей стране Годом литературы. Очень важно, чтобы у нас возрождалась ценность хорошей книги, рос интерес к классической литературе. Предметом особой заботы должны стать создание новых возможностей для творческой самореализации писателей, особенно молодых авторов, поддержка проектов, направленных на развитие детской литературы.
Приоритетным направлением остаётся сохранение межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике. Мы будем и впредь активно взаимодействовать с общественными движениями, национально-культурными центрами, с представителями различных религиозных конфессий в реализации задач по возрождению духовности. Будем учитывать многонациональность Кабардино-Балкарии при подборе и расстановке кадров, при принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности республики. Но для нас должны быть неприемлемы даже малейшие попытки обострить ситуацию в этой сфере.
Позвольте напомнить слова великого французского писателя Виктора Гюго, который писал, что «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и нравственный уровень».
Уважаемые депутаты!
Общегосударственной задачей является достойное проведение всенародного праздника – 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Празднование этого поистине знаменательного события своим содержанием должно быть устремлено в будущее. Подвиги победителей для всех нас являются нравственным идеалом и опорой жизни. Юбилей Победы должен стать этапным событием в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Это основа социального здоровья народа.
Есть и ещё одна задача, которая является крайне важной. Вы видите, какую оголтелую компанию развернули некоторые оппоненты нашей страны по фальсификации, искажению исторических фактов. В преддверии юбилея во всех районах и городах, населенных пунктах надо развернуть хорошую грамотную, по-современному организованную просветительскую работу о правдивых событиях в Великой Отечественной войне. Необходимо привлечь к ней компетентных экспертов, учёных, представителей общественных объединений и прежде всего молодёжных организаций. Дело нашей с вами чести – отстоять достоинство наших отцов и дедов, победивших фашизм, наших святынь и ценностей.
Уважаемые депутаты!
В истекшем году нам удалось немало сделать для развития здравоохранения, обновления и укрепления материально-технической базы отрасли. Эту работу будем продолжать и в текущем году.
В предстоящий период Правительству необходимо усилить работу по повышению доступности специализированных видов медицинской помощи, развитию медицины высоких технологий, прежде всего в области неонатологии, травматологии, сердечно-сосудистой хирургии, офтальмологии, нейрохирургии. Для этого потребуется дооснастить профильные отделения, в том числе современной аппаратурой.
Надо принять дополнительные меры по улучшению охраны здоровья матери и ребёнка. В этих целях следует ускорить строительство перинатального центра, добиться улучшения работы педиатрических и родильных отделений районных больниц, а также активизировать усилия по проработке вопросов, связанных со строительством онкологического центра.
Важно продолжить работу по развитию первичного звена здравоохранения, шире использовать ресурс диспансеризации и обеспечить активное вовлечение населения в данный процесс. Необходимо повысить уровень организации медицинской профилактики, ранней диагностики и лечения социально значимых заболеваний.
В целях оптимизации обеспечения льготных категорий граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на территории республики планируется внедрить опыт передовых регионов по централизации закупок лекарств. Это, в свою очередь, приведёт к экономии бюджетных средств, удешевлению стоимости лекарств и сокращению времени закупки.
В этой связи не могу не сказать сегодня ещё об одном важном аспекте. Общепризнано, что состояние здоровья человека изначально зависит прежде всего от него самого. Мы должны прививать нашим людям потребность в правильном образе жизни, в правильном уходе за собой. В совокупности с целевой профилактической работой это безусловно приведёт к хорошим результатам.
Одним из проблемных вопросов остаётся кадровый дефицит. Необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами, подготовке и переподготовке медицинского персонала. Особое внимание нужно обратить на привлечение специалистов и врачей в сельскую местность, активно использовать в этих целях возможности программы «Земский доктор».
В конечном итоге все наши усилия по модернизации здравоохранения должны привести к увеличению объёмов и видов оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи, повышению качества и культуры медицинского обслуживания граждан.
Надёжной основой предупреждения заболеваний, укрепления здоровья населения является регулярное занятие физической культурой и спортом.
Сегодня республика располагает достаточно широкой сетью спортивных сооружений и площадок. Необходимо обеспечить эффективное использование всей имеющейся инфраструктуры для развития массовости физкультуры и спорта, активно использовать в этих целях решение Президента страны В.В. Путина о восстановлении комплекса ГТО.
Наряду с этим следует оказывать активную поддержку развитию спорта высоких достижений. Необходимо создавать максимально благоприятные условия для спортсменов, входящих в основные и резервные составы сборной России по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Мы должны сделать всё возможное для того, чтобы Кабардино-Балкария гордилась ещё большим количеством своих чемпионов.
Уважаемые депутаты!
Все наши помыслы и устремления направлены на повышение качества жизни населения, социального благополучия наших граждан. Будем решать эту важную задачу путём создания новых рабочих мест с достойной заработной платой, реализации программ социальной поддержки.
В истекшем году продолжилась тенденция сокращения уровня безработицы. Общая численность безработных граждан в среднем за год составила 41 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 10,5% до 9,5%. В предстоящий период необходимо усилить работу в этом направлении с учётом возможных осложнений на рынке труда. Это должно стать одной из главных составляющих плана работы Правительства.
В текущем году Правительству следует продолжить работу по оптимизации и повышению адресности предоставляемых льгот. Наша задача – не увеличивая расходы бюджета, добиться эффективного использования средств так, чтобы меры социальной поддержки стали максимально действенными для каждого получателя.
Предметом особого внимания должны стать инвалиды. Позаботиться об этих людях - наш долг перед собой и обществом. Постоянный мониторинг состояния их здоровья, приоритетное оказание медицинских услуг, полномасштабная реализация программы «Доступная среда», создание рабочих мест для инвалидов – всё это должно служить не только адаптации в жизни, но и их самореализации. Я ещё раз обращаюсь к Правительству, к главам администраций муниципальных образований, ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве.
Одним из признаков социального «выздоровления» нашего общества, является снижение количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличение числа устроенных таких детей в семьи.
В прошлом году по сравнению с 2013 годом детям-сиротам, достигшим совершеннолетия, было приобретено на 40 % больше жилых помещений. В текущем году мы ставим задачу увеличить их количество ещё на треть. Казалось бы, мы делаем хорошее дело. Но при этом почему-то не умеем доводить его до конца. Речь идёт о том, что значительная часть приобретенных за эти два года жилых помещений до сих пор так и не передана детям-сиротам. Поручаю Правительству незамедлительно вернуться к этой острой проблеме, навести надлежащий порядок во всех вопросах, связанных с оптимизацией схем оформления и сокращением сроков передачи жилья детям-сиротам.
Важнейшей задачей каждого из нас должна стать забота о ветеранах Великой Отечественной войны. Неоплатный долг перед ними обязывает с исключительной ответственностью относиться ко всем делам, которые касаются этих людей. В рамках подготовки к 70-летию Победы для наших ветеранов предусмотрен комплекс мер социальной поддержки, включая улучшение жилищных условий, оздоровительные и культурные мероприятия. Самое активное участие в этом должны принять все уровни и ветви власти.
Таковы основные задачи, стоящие перед нами в социальной сфере. Как подчеркнул Президент России в своём Послании, образование, здравоохранение, социальная помощь гражданам должны стать подлинным благом, служить всем гражданам.
Выполнение этой ключевой установки должно стать делом чести каждого из присутствующих в этом зале.
Уважаемые депутаты!
Главным условием успешного решения стоящих перед нами задач является повышение эффективности работы органов государственной власти, кардинальное улучшение качества управления.
В предстоящий период необходимо продолжить процесс совершенствования и оптимизации структуры и функций органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных районов и городских округов, всех органов государственного управления. В практику работы всех структур управления должны быть внедрены показатели эффективности. От полноты и сроков их выполнения будет зависеть оценка работы всех руководителей, начиная от Председателя Правительства и заканчивая управленческим звеном бюджетных организаций.
Жители республики ждут кардинальных перемен к лучшему. И мы обязаны работать так, чтобы оправдать эти надежды.
Одно из важнейших условий работы по выполнению наших планов – это открытость власти. Надо чаще встречаться с людьми, вести с ними постоянный диалог, активно работать со средствами массовой информации. Необходимо повысить удобства и комфорт граждан при получении государственных и муниципальных услуг, сократить очереди и сроки получения справок и разных разрешений. А для этого необходимо создавать многофункциональные центры. Пока их у нас только 5 и ещё порядка 115 удалённых рабочих мест. До конца 2015 года планируется открыть ещё 7 МФЦ и 30 удалённых рабочих мест. При этом ещё важнее для людей наполнить их работу качественным содержанием во всех смыслах этого слова.
Важно и дальше развивать диалог власти и общества, укреплять прямую и обратную связь с населением, тщательно проанализировать все неиспользованные резервы, привлечь свежие силы, открыв двери на всех уровнях власти для деятельных неравнодушных людей.
Нужен постоянный искренний диалог с жителями, нельзя оставлять без внимания их предложения, идеи, проекты. Также считаю целесообразным активное использование и такой формы работы, как предварительная проработка наших идей для изучения мнения по тем или иным наиболее актуальным вопросам до принятия окончательных решений.
Ведь у нас очень много умных, одарённых, рассудительных людей. Они не дадут нам ошибиться. Общественной палате республики следует уделять больше внимания данным вопросам.
Значительный вклад в развитие гражданского общества вносят социально ориентированные некоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо активно поддерживать эти организации, использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.
Как подчеркнул Президент страны В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, «Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, – это гарантия достижения успеха». Руководствуясь данной установкой, мы должны укреплять взаимодействие, совместную консолидированную работу со всеми политическими партиями, общественными силами.
Осуществление намеченных нами планов, реализация антикризисных мер должны быть подкреплены соответствующим законодательством. Избранный в прошлом году новый депутатский корпус Парламента республики с первых дней активно включился в работу. Рассчитываю на дальнейшее конструктивное взаимодействие и сотрудничество с Парламентом по решению всех важных и актуальных для республики задач, на более эффективное использование им своих контрольных функций.
Однако и Парламент вправе претендовать на заинтересованное отношение к сотрудничеству со стороны руководителей Правительства, первых лиц министерств и ведомств, особенно в части законопроектной работы, участия в заседаниях правительственных часов, «круглых столов» и профильных комитетов. Буду требовать именно такого взаимоуважительного отношения между двумя ветвями власти. Любые недопонимания в этих вопросах должны отойти в сторону.
Как известно, в построении гражданского общества важная роль отводится судебной системе. И должен сказать, что наши суды в целом достойно, на высоком профессиональном уровне осуществляют свои функции в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем как и для всей судебной системы страны актуальной остаётся задача повышения эффективности правосудия.
Жизнь выдвигает сегодня требования изменить положение местного самоуправления. Для этого уже в этом году необходимо чётко определить его организационные и финансовые основы, распределить полномочия и финансовые ресурсы между местным самоуправлением и республикой. На наш взгляд, пора отказаться от типового подхода с определением тех социально-экономических функций, которые закрепляются за муниципалитетами. Это особенно относится к сельским поселениям. Прошу Парламент и Правительство, не затягивая, тщательно проработать эти вопросы с учётом опыта других регионов, мирового опыта, и внести соответствующие предложения.
Задачей первостепенной и особой значимости на предстоящие годы является работа по укреплению кадрового потенциала госуправления. К сожалению, за последние десятилетия по различным причинам объективного и субъективного характера в республике образовался своеобразный вакуум в преемственности. Необходимо глубоко изучить причины сложившегося положения и на этой основе выработать современную кадровую политику. Предстоит кропотливая работа с резервом кадров.
Мы должны повышать персональную ответственность государственных и муниципальных служащих перед обществом, решительно изживать бюрократизм и бездушное отношение к делу, к людям. Как подчеркнул В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, мы добьёмся успеха, если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений.
Госслужащие всех рангов должны подавать личный пример безупречного поведения и скромности, умерить аппетиты в вопросах личного комфорта. К сожалению, у нас ещё не перевелись руководители, которые чрезмерно радеют о собственном благополучии. Особенно это характерно для сфер образования и здравоохранения, где отдельные руководители учреждений и организаций по-прежнему устанавливают себе зарплату, кратно превышающую средний размер оплаты труда сотрудников.
Это было недопустимо вчера, а сегодня недопустимо категорически.
Все мы должны опуститься на землю, соизмерять эти вопросы с усложнившимся финансовым положением в стране и в республике, с материальным положением нашего населения.
Сегодня просто жизненно необходимо сократить все возможные расходы, сохранив лишь ту их часть, которая минимально необходима для полноценного осуществления органами власти и управления, должностными лицами возложенных на них функций.
Мною дано поручение Правительству до 1 марта
2015 г. представить конкретные предложения по секвестированию расходной части бюджета по всем направлениям, связанным с необоснованными командировками, содержанием зданий, помещений, транспорта, с приобретением мебели, оргтехники и т.д. В этих вопросах у нас не должно быть мелочей.
Я принял решение начать эту работу с Администрации Главы КБР. Управлению делами дано указание оптимизировать расходы на содержание рабочего места каждого сотрудника, не допускать излишеств. Отказаться от запланированных трат на новое строительство и капитальный ремонт. Ощутимо будет сокращено количество автотранспорта, обслуживающего Администрацию Главы, Правительство, министерства и ведомства.
Аналогичные процедуры должны быть проведены в Парламенте, в каждом министерстве и ведомстве, каждом органе госуправления, в местных администрациях муниципальных районов и городских округов, в каждом бюджетном учреждении.
На Министерство финансов возлагается задача жёстко отслеживать ход выполнения этой работы, при необходимости ставить нас в известность.
Обстановка требует значительного усиления борьбы с коррупцией. Все мы должны научиться жить по средствам, заработанным честным путём. К сожалению, эту прописную истину требований к облику госслужашего осознали далеко не все. Некоторые руководящие работники не чураются различных материальных подношений, а то и просто взяток. Имеют место факты, когда высокие должностные лица, перейдя на государственную службу, умудряются закомуфлированно сохранять за собой предыдущее кресло и все связанные с ним блага и доходы. Таким и подобным им чиновникам отныне места во власти не будет. Об этом я заявляю твёрдо, и поверьте, ни при каких обстоятельствах не отступлюсь, невзирая ни на личности, ни на прежние заслуги.
В целях борьбы с коррупцией в структуре Администрации Главы КБР создаётся полноценное управление по вопросам противодействия коррупции, которое будет уполномочено в тесном взаимодействии с правоохранительными и другими контролирующими органами жёстко отслеживать работу чиновников всех ветвей и уровней власти, кстати, в том числе и занятых в правоохранительной системе.
Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, а значит является задачей всех органов власти, политических и общественных институтов, каждого гражданина. И мы должны настойчиво и решительно изживать коррупцию из всех сфер нашей жизни.
И что самое главное, это приведёт к оздоровлению деловой, общественной, да и вообще жизненной атмосферы, вселит дополнительную веру людей и, прежде всего, молодёжи в справедливость, адекватную возможность реализации своего потенциала.
Уважаемые коллеги!
В истекшем году правоохранительные органы сделали многое для улучшения криминогенной обстановки, повышения уровня общественной безопасности. Продолжается тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений. Вместе с тем их общее количество остаётся ещё значительным. Велик удельный вес нераскрытых преступлений.
Правоохранительным органам необходимо добиться кардинального изменения ситуации прежде всего за счёт повышения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной работы. Надо повышать уровень общественной безопасности, защищённости людей на улицах, во дворах, в местах массового их пребывания. Значительного улучшения и совершенствования требует работа по профилактике правонарушений, особенно среди несовершеннолетних.
Серьёзное внимание следует уделить преступлениям в сфере экономики, борьбе с коррупцией.Необходимо усилить контроль за целевым расходованием средств федерального и республиканского бюджетов в ведомствах и организациях, оказывающих различные услуги, за использованием государственного имущества и размещением государственных заказов. Здесь необходимы новые подходы, позволяющие оперативно выявлять подобные преступления на ранних стадиях.
Более эффективным должно стать участие правоохранительных органов в создании здоровой деловой атмосферы в целях защиты законопослушного предпринимателя от любых противоправных посягательств. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной и обоснованной.
Ключевой задачей правоохранительных органов остаётся борьба с преступлениями террористической и экстремистской направленности. Самым решительным образом нужно пресекать деятельность экстремистских организаций, наращивать профилактическую составляющую этой работы, действовать на упреждение. Одних усилий правоохранительных органов здесь недостаточно. Необходимо объединить с ними усилия органов власти и местного самоуправления, общественных организаций, всех институтов гражданского общества и населения в целом. Мы просто обязаны оградить нашу молодёжь от влияния радикальной идеологии. Для этого надо совершенствовать информационно-разъяснительную работу, направленную на восстановление доверия населения к структурам власти и правоохранительным органам, выработку у молодёжи твёрдой жизненной позиции.
Эффективность и результативность работы правоохранительных органов в решающей мере зависит от уровня профессионализма и личных качеств сотрудников. Необходимо коренным образом улучшить систему работы с кадрами, поднять персональную ответственность руководителей за чистоту рядов сотрудников всей правоохранной системы.
Жители республики ожидают от власти, правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью, действенных мер по обеспечению стабильности и общественной безопасности, надёжной защиты прав и интересов граждан. И эта задача должна оставаться для нас важнейшей на предстоящий период.
В решении задач по стабилизации обстановки, возрождению идеологии гражданской солидарности в противостоянии негативным явлениям во всех сферах жизнедеятельности, несущим угрозу духовному здоровью нашего общества, важная роль отводится средствам массовой информации. Рассчитываю и в дальнейшем на их активную и взвешенную позицию, осознание сопричастности ко всем происходящим в республике процессам, на конструктивное сотрудничество во имя созидания. Со своей стороны будем всемерно содействовать материально-техническому переоснащению государственных СМИ, подготовке журналистских кадров, внедрению современных информационных технологий, развитию интернет-ресурсов.
Уважаемые депутаты!
Обозначены главные приоритеты нашей деятельности на 2015 год.
Конечно, в условиях существующих сегодня внешних и внутренних вызовов, жёстких бюджетных ограничений нам предстоит непростая и очень серьёзная, тяжелая работа по всем ключевым направлениям.
При любой ситуации единственной альтернативой для нас является опора в первую очередь на наши внутренние резервы и возможности.
Необходимо упреждать кризисные явления, не просто ждать изменения конъюнктуры рынка или помощи из федерального центра, но и самим искать выход из трудных ситуаций. Тем более, что резервов у нас достаточно.
Вступая в должность Главы Республики, я присягнул верно служить народу Кабардино-Балкарии. Важнее всего люди, ради которых мы с вами работаем, и именно этому должны быть подчинены все наши помыслы и действия. Уверен, что все здесь присутствующие также руководствуются именно этим принципом. В этом и есть главная суть наших планов и намерений, изложенных в Послании.
Не сомневаюсь, как это было не раз в часы испытаний, республика выдержит очередные вызовы времени, сохранит поступательный вектор развития. Во имя этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой, действовать ответственно и результативно. Только так мы сможем сохранить общественное доверие, оправдать надежды людей, обеспечить благополучие и процветание Кабардино-Балкарии.
Благодарю за внимание.