Общество Комиссия по адаптации при главе КБР рассмотрела новое обращение

Комиссия по адаптации при главе КБР рассмотрела новое обращение

8 июля в Нальчике, в СИЗО №1, прошло выездное заседание комиссии при главе КБР по адаптации к мирной жизни лиц, принявших решение о прекращении террористической и экстремистской деятельности.

Как сообщил корреспондент РИА «Кабардино-Балкария», поводом для заседания стало обращение в комиссию 33-летнего жителя Нальчика, находящегося под следствием по подозрению в преступлениях террористического и экстремистского характера. Жамал Туменов обратился с просьбой рассмотреть возможность ходатайства перед судом об избрании наказания, не связанного с лишением свободы.

Согласно материалам следствия, Жамал Туменов в течение нескольких месяцев имел контакты с одним из лидеров НВФ, структурно входящего в запрещенную в Российской Федерации террористической организации «ИГИЛ», Юрием Бицуевым (ликвидирован в ходе спецоперации 22 ноября 2015 г.), передавал ему денежные средства, выполнял поручения и был задержан правоохранительными органами с оружием и наркотическими средствами. При этом, находясь под следствием, Ж. Туменов полностью признает свою вину, заключил соглашение со следствием, заявил ходатайство о рассмотрении его дела в особом порядке судопроизводства. По месту работы и жительства характеризуется положительно, женат, имеет малолетнего сына.

После зачитывания обращения председатель адаптационной комиссии, секретарь Совета по экономической и общественной безопасности КБР Алик Емкужев предоставил слово заявителю. По словам Ж. Туменова, он жил обычной жизнью, работал, создал семью, воспитывал ребенка. При этом был религиозным человеком, исповедовал традиционный ислам, имеет образование врача-хирурга, обучение проходил в Бакулевском центре Москвы.

Ж. Туменов заявил, что вся его счастливая жизнь рухнула в одночасье после знакомства с Юрием Бицуевым. «Он обратился ко мне с просьбой оказать финансовую помощь и с первой же встречи дал мне понять, что знает обо мне и моей семье всё, недвусмысленно намекал, что бывает с теми, кто предает религиозные идеи, выдавал себя за близкого по вере брата и пытался выстроить дружеские взаимоотношения. Я понимал, что этот путь не приведет ни к чему хорошему, в глубине души был против радикальных идей, но сильно испугался за свою семью и стал делать то, что он мне говорил».

Отвечая на вопрос уполномоченного по правам человека при главе КБР, члена адаптационной комиссии Бориса Зумакулова о том, почему члены НВФ обратились к заявителю, Ж. Туменов предположил, что на момент знакомства с Бицуевым его финансовое положение было стабильным и кто-то, видимо, адресно навел этих людей на него как на человеке, имеющего возможность оказать финансовую поддержку.

Отвечая на вопрос председателя Духовного управления мусульман КБР, члена адаптационной комиссии Хазратали Дзасежева, где и как заявитель получал религиозные знания, мнениями каких ученых и имамов руководствовался в жизни, Туменов сказал, что специально не искал религиозных знаний, за советами обращался к богословам – представителям ДУМ КБР, а для совершения молитв в основном посещал центральную соборную мечеть Нальчика и мечеть в Кенже.

Министр по вопросам профилактики экстремизма в КБР, член адаптационной комиссии Залим Кашироков уточнил у заявителя, приходилось ли ему обсуждать с другими верующими вопросы, связанные с терроризмом, с деятельностью запрещенной в РФ международной террористической организации ИГИЛ. На это Ж. Туменов ответил, что ему приходилось слышать абсолютно разные мнения об этом, но он всегда был противником этих разговоров, считал, что, находясь на Кавказе, люди не имеют достоверной информации о происходящем на Ближнем Востоке, а заразившаяся радикальными идеями и ведомая псевдопроповедниками молодежь обречена на погибель.

Обращаясь к заявителю, Алик Емкужев отметил, что искренность его слов может вызывать сомнения, с учетом того, что он в течение нескольких месяцев оказывал бандитам пособническую помощь, носил с собой оружие и наркотики, будучи правоверным мусульманином и зная о запрете на это. К тому же Туменов взрослый и образованный человек, имеющий стабильную работу, семью и ребенка, и должен был осознавать преступность своих действий. На это Туменов повторил, что боялся отказать Бицуеву в его просьбах: «Бицуев всегда был не один, и я понимал, что его сторонники могут расправиться со мной и моей семьей, если я выдам его правоохранителям».

«Что бы вы посоветовали молодым людям, которые были завербованы в члены НВФ по глупости и незнанию?» – спросил заявителя А. Емкужев.

«Самое главное – это получение знаний, а не слепое следование за проповедниками. Я никогда не имел намерений навредить людям, после учебы имел возможность и перспективы остаться жить и работать в Москве, но вернулся в родную республику, потому что люблю свой край и хочу быть полезным для общества. Однако неожиданно для самого себя попал в этот круговорот. Не торопитесь совершать поступки, не имея знаний. Я на своем горьком примере заявляю, что последствия бывают тяжелыми».

Заместитель министра внутренних дел КБР, член адаптационной комиссии Казбек Татуев, обращаясь к заявителю, отметил, что тот оказался под следствием не по религиозным мотивам, а потому что преступил черту закона. «Мне искренне жаль, что вы оказались в этой ситуации, и я надеюсь на смягчающий приговор суда в вашем отношении, но уверены ли вы, что более никогда не повторите своих ошибок?» – последовал вопрос.

«Находясь в СИЗО вот уже пять месяцев, я полностью признаю свою вину, и какой бы приговор не вынес суд, я твердо намерен вернуться к нормальной жизни, воспитывать детей, работать. Я прошу вас помочь мне встать на ноги, благодарю за оказанное внимание и готовность помочь».

После этого заявитель был выведен из зала слушаний, и члены комиссии обменялись мнениями о заседании. Правозащитник Валерий Хатажуков отметил, что комиссия в КБР только начинает свою активную деятельность по оказанию реальной помощи лицам, принявшим решение о прекращении террористической и экстремистской деятельности. «От имени общества и власти мы должны брать ответственность и помогать таким людям», – отметил В. Хатажуков. В ходе обсуждения выступили все присутствовавшие на заседании члены комиссии, а также адвокат Туменова.

По итогам заседания после детального обсуждения все члены комиссии пришли к выводу, что заявитель искренен в своем раскаянии, хочет и заслуживает шанса вернуться к нормальной мирной жизни. Было принято решение поддержать заявителя и выступить с соответствующим ходатайством перед судом о рассмотрении возможности смягчения наказания, в том числе не связанного с лишением свободы.

© РИА «Кабардино-Балкария», 2016

Поделиться новостью

Информация

Z Адаптационная комиссия

Нужна помощь