Задача системы контроля и надзора – снизить давление на бизнес
Государственной Думой в третьем, окончательном чтении принят закон о государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации.
«Принятые в процедуре второго чтения поправки касаются в том числе основных положений и предмета регулирования закона и практически меняют всю систему контроля и надзора, декларируя, что она должна быть направлена на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований», - прокомментировала депутат фракции «Единая Россия» Госдумы Ирина Марьяш.
Законом уточняется, что к госнадзору и муниципальному контролю теперь не относятся мероприятия, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания, деятельность судов, органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, органов внешней разведки Российской Федерации, деятельность органов государственной охраны, деятельность органов федеральной службы безопасности и ряд других. Расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу также не подпадает под определение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Парламентарий также отметила, что новыми нормами устанавливаются различные виды контрольно-надзорных мероприятий федерального, регионального и муниципального контроля по предметам ведения с четким разграничением полномочий и отчетности.
Кроме этого, деятельность самих надзорных органов будет оцениваться по целевым значениям, главная цель которых – максимальная защита интересов граждан.
Депутат обратила внимание, что ключевые показатели видов контроля, по которым надзорные органы будут отчитываться ежегодно, должны отражать уровни минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и устранения риска его причинения в соответствующей сфере деятельности. Тогда как установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных мероприятий, выявленных нарушений, контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере наложенных штрафов обновленным законом не допускается.
Кроме того, в ежегодном докладе будут отражаться как сведения о достижении ключевых показателей, так и сведения об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий на их достижение.
Законом расширяется круг обязанностей инспекторов, в том числе, например, заявлено о недопущении проявления неуважения в отношении религиозных обрядов и церемоний в ходе проведения надзорных мероприятий в пределах своих полномочий. Появляются у инспекторов и новые права, в частности, право обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
«Основная задача системы контроля и надзора – снизить давление на отечественный бизнес. Усовершенствование работы, связанной с обязательными требованиями в рамках контрольно-надзорных ведомств и организаций, крайне важно в целях экономического развития страны и улучшения делового климата», - подчеркнула Ирина Марьяш.