Политика Выступление Юрия Кокова на совещании по проблемам экологии

Выступление Юрия Кокова на совещании по проблемам экологии

В среду вечером пресс-служба главы и правительства КБР распространила текст выступления Юрия Кокова на состоявшемся сегодня в Нальчике совещании по проблемам благоустройства территории республики.

Приводим полный текст выступления врио главы КБР Ю.Кокова для читателей РИА «Кабардино-Балкария».

Становление и развитие местного самоуправления является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства. В Указе Президента России от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» чётко определяется насколько строгими будут требования к властям всех уровней за принимаемые ими решения, а также какие задачи им предстоит решить в ближайшее время.

Президент Российской Федерации требует установить критерии и порядок оценок гражданами деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. Результаты этих оценок будут использоваться для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.
Иначе говоря, вводится система жёстких требований и ответственности за принятые решения по отношению к органам власти всех уровней, в том числе и муниципальным. 
В настоящее время перед органами местного самоуправления стоит много задач, требующих как незамедлительного решения, так и перспективы осмысления и реагирования. Это жильё и коммунальное хозяйство, финансы, имущество и вся социальная сфера муниципальных образований, включая социальную инфраструктуру.
Все эти вопросы в той или иной мере требуют серьёзных финансовых средств. Но сегодня мы собрали  вас для того, чтобы обсудить один из сегментов вашей деятельности, который не требует больших затрат, но в то же время является наиболее чувствительным вопросом, определяющим качество повседневной жизни граждан. Это полномочия, цитирую дословно статью 14 131-го Федерального закона, в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Во многих поселениях республики сложилась катастрофическая ситуация в вопросах экологии и санитарного состояния.  

В республике начался ставший традиционным двухмесячник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий населённых пунктов. 5 апреля состоится республиканский субботник. 
Но мы решили в прямой постановке обсудить этот вопрос с теми, кто непосредственно отвечает за его решение, не только поэтому, а потому, что во многих поселениях республики сложилась катастрофическая ситуация в вопросах экологии и санитарного состояния. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения граждан в мой адрес. Люди справедливо спрашивают нас: «Если власти не в состоянии из-за отсутствия финансовых средств построить школу или больницу, то неужели так трудно навести элементарный порядок и чистоту?!».
В эти дни по моему поручению были обследованы населённые пункты практически всех муниципальных районов, а также городские округа. Повсеместно выявлены несанкционированные свалки, горы мусора. В прежние времена при любых обстоятельствах территория Кабардино-Балкарии всегда отличалась чистотой, ухоженностью, красотой наших городов, районов, зон отдыха и туризма, которые были примером для других регионов нашей страны. Сегодня же в Северо-Кавказском регионе мы стали одними из самых худших в вопросах экологической и санитарной обстановки. Поезжайте, посмотрите, как обстоят дела у наших соседей, в той же Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республике.

Облик любого региона во многом определяется чистотой,  состоянием дорог и прилегающих к ним территорий. 

Облик любого региона во многом определяется чистотой,  состоянием дорог и прилегающих к ним территорий. 
Понятно, что за содержание федеральных дорог в полной мере  вы не отвечаете. Но есть вопросы, которые относятся к прямой вашей компетенции. Речь идёт о многочисленных, мягко говоря, неприглядных стихийных рынках и торговых точках. Понимаю, что люди торгуют у дороги не от хорошей жизни, пытаются заработать. Но ведь можно же упорядочить это дело, перенести торговые точки чуть дальше от проезжей части. Но более всего нас беспокоит не сам факт торговли, а связанные с ней безопасность граждан и антисанитария. Поезжайте по автотрассе М-29 в сторону г. Пятигорска и посмотрите, что творится справа от неё в пределах сельского поселения Куба-Таба. Такая же ситуация на этой трассе во владикавказском направлении в черте и за пределами сельского поселения Старый Черек.
Особого разговора и разбирательства требует ситуация, связанная с работой рынка в районе сельского поселения Прогресс. Неприглядные примитивные прилавки, неопрятный внешний вид торговцев, груды мусора и полнейшая антисанитария царят здесь уже на протяжении более двух десятков лет. И всё это олицетворяет визитную карточку республики. Мне могут возразить, что территория данного поселения принадлежит Ставропольскому краю. Согласен, но ведь торгуют на рынке наши жители. Для гостей региона, проезжающих этот участок, он ассоциируется именно с Кабардино-Балкарией. А установленные на этом участке две  таблички нелепо смотрятся на федеральной трассе, и не только не снимают вопрос, а еще больше запутывают людей. Если администрация района в рамках своих полномочий не может повлиять на ситуацию, то почему бы Правительству не проработать этот вопрос с коллегами из Ставропольского края. Уверен, они всегда готовы пойти на навстречу. Просто этим вопросом на должном уровне не занимались. А если и занимались и не решили, то ещё хуже и свидетельствует лишь об одном – об отсутствии профессионализма у чиновников, которые отвечают за это.
И таких примеров, к сожалению, немало.
Правительству, главам местных администраций следует в ближайшее время навести порядок в этих вопросах на всех дорогах федерального значения.

На строительство мусоросортировочного завода в Урванском районе из бюджета КБР истрачено 240 млн. рублей, а завода как не было, так и нет.

Ещё хуже обстоят дела на межселенных дорогах. Во многих районах обочины усеяны мусором. Повсюду использованная пластиковая посуда, пакеты, бумага и прочие бытовые отходы. И всё это разносится ветром по всей округе. И никому до этого нет дела.
Возьмём, к примеру, участок, соединяющий федеральную дорогу с 
г. Нарткалой. Кстати сказать, этот город когда-то становился победителем всесоюзных и всероссийских конкурсов среди городов по чистоте и благоустройству. Здесь расположен самый крупный в республике полигон для захоронения мусора. Непонятно, кому пришло в голову расширить его в сторону дороги. И теперь этот участок «украшает» пейзаж их разноцветных и разнокалиберных бытовых отходов. А когда поднимается ветер, весь этот мусор разносится на десятки километров, заполняя огромную территорию, вплоть до въезда в г. Нальчик. И опять-таки никому до этого нет дела. Ни Правительство, ни администрации г. Нальчика и Урванского района пока не предложили выхода из этой ситуации. В 2008 году для решения этой проблемы здесь начали строительство мусоросортировочного завода. Вложили в это дело из республиканского бюджета почти 240 млн. рублей, а завода как не было, так и нет. Объект уже несколько лет стоит в незавершённом виде, символизируя безответственность, расточительность и бесхозяйственность наших чиновников. Более того, из-за бесконтрольной эксплуатации полигона для захоронения твёрдых бытовых отходов к настоящему времени полностью заполнены две, так называемые карты и происходит загрязнение и остальной части полигона, не имеющей гидроизоляции, грязевыми стоками от накопленного мусора.
Поручаю Правительству республики совместно с местными администрациями незамедлительно найти выход из сложившейся ситуации, предложить оптимальный вариант решения вопросов, связанных с вводов в эксплуатацию мусоросортировочного завода и рациональной, экологически безопасной эксплуатации полигона.

В КБР 214 несанкционированных свалок. 

Следующий острый вопрос – это санитарное состояние непосредственно территорий городских, поселковых и сельских поселений. Скажу прямо, картина здесь такая же неприглядная. Практически повсеместно наблюдается стихийный рост несанкционированных, не имеющих правоустанавливающих документов свалок. Как мне доложили, всего их сегодня по республике 214. Хуже всего дела обстоят в Терском, Баксанском, Эльбрусском и Урванском районах.
В сельских поселениях Былым, Верхний Баксан, Лашкута и Бедык Эльбрусского района не осуществляется сбор и вывоз отходов. Отсюда сплошь и рядом мусорные свалки. А некогда красивый г. Тырныауз теперь практически утопает в грязи и мусоре. Дожили до того, что в многоэтажных жилых домах в квартирах складывается мусор.
В сельском поселении Кахун Урванского района рядом с жилыми домами образовалась огромная свалка, нечистоты которой растекаются по улице и полям. Зловоние стоит на километры. В этом же районе в поселениях Старый Черек и Псыгансу в водоохранных зонах рек имеются несанкционированные свалки.
В Терском районе ни в одном из поселений, за исключением города Терека, не организован вывоз мусора. При этом городская свалка в самом Тереке находится в удручающем состоянии, подъездные пути к ней завалены мусором. Свалка давно вышла за пределы своих границ, и теперь мусор сваливается на земли сельхозугодий. Много мусора на склонах у поселений Верхний и Нижний Курп, Хамидие и Инаркой.
В Баксанском районе в восьми из 13 населённых пунктов не организован централизованный вывоз отходов. Большая загрязнённость наблюдается в селениях Заюково, Исламей и Атажукино. В самом Баксане в запущенном состоянии городская свалка, подъездные пути к ней завалены мусором.
Много нареканий у населения вызывает санитарное состояние столицы республики. В посёлках Хасанья, Адиюх, Белая Речка и Кенже прибрежные полосы рек и обочины дороги в границах этих поселений недопустимо загрязнены.

Подобные факты можно привести и по другим районам и городам.
К чему это всё приводит, думаю, понятно всем. Захламлённость улиц, дворов, площадей становится повседневной нормой нашей жизни. Походите по улицам городов и поселений. Повсюду малые и большие горы мусора, несанкционированные свалки. 

Главы администраций научились раздавать налево и направо участки под строительство магазинов, кафе и ресторанов, автозаправочных станций, а вот потребовать от них обеспечения санитарной чистоты на прилегающих к объектам территориях не могут. Нетрудно догадаться почему не могут. 

Главы администраций научились раздавать налево и направо участки под строительство магазинов, кафе, и ресторанов, автозаправочных станций, а вот потребовать от них обеспечения санитарной чистоты на прилегающих к объектам территориях не могут.   
Нетрудно догадаться, почему не могут (…). 
Необходимо незамедлительно наводить порядок. Для этого нужно в каждом муниципалитете сформировать своего рода санитарную карту таким образом, чтобы каждый участок был за кем-то закреплён. Определить владельца объекта, который должен содержать территорию в надлежащем виде и в соответствии с санитарными правилами. Сказанное относится и к владельцам жилых домов. Прошу Министерство природных ресурсов и экологии организовать такую работу в ближайшее время.
Местные администрации не должны ограничиваться лишь выделением участков под полигоны и свалки, они должны также нести ответственность за отсутствие проектной документации на свалки и ненадлежащее содержание объектов захоронения бытовых отходов.
Практически повсеместно основными загрязнителями водных объектов являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса. Необходимо повысить ответственность их руководителей за неукоснительное соблюдение санитарно-экологических требований. И в этом вопросе большое значение имеют своевременные меры прокурорского реагирования.

В ближайшее время будут проведены проверки фирм и компаний, занимающихся сбором, вывозом и переработкой мусора…

На сегодняшнее совещание мы пригласили руководителей и владельцев фирм и компаний, занимающихся сбором, вывозом и переработкой бытовых отходов. Многие из них имеют звучные названия типа «Успех», «Эко-мед», «Чистый город», «Восход», «Насып», «Эксперт» и т.д. Названия обнадёживающие, а качество их работы прямо противоположное. Они зачастую несвоевременно, а порой вовсе не вывозят мусор, а если и вывозят, то половину теряют по дороге, плодя на улицах новые мусорные свалки, потому что автотранспорт не приспособлен для таких перевозок или изношен до непригодного состояния.
Хочу предупредить владельцев и руководителей этих фирм, что в ближайшее время будут проведены проверки не только организации эффективности их работы по уборке и вывозу мусора, но и их финансово-хозяйственной деятельности. По результатам будут сделаны выводы в строгом соответствии с действующим законодательством. Следующая общая для всех городских округов и муниципальных районов проблема – это состояние рынков и прилегающей к ним территории. Деятельность органов власти и контролирующих структур, которые обязаны по долгу службы следить здесь за порядком, не выдерживает никакой критики. За примерами далеко ходить не надо. Вы посмотрите, во что превратился центральный так называемый «зелёный рынок» в г. Нальчике. Никакого порядка в организации торговли, не говоря уже о санитарной чистоте на рынке и вокруг него. Несколько лет назад здесь сгорел мясной павильон. Торговлю мясом перенесли в другое место, а помещение так и стоит обгоревшее. А что творится вокруг рынка, включая территорию автовокзала № 2, описать невозможно. Как говорится, ни пройти, ни проехать. И такая картина наблюдается на многих рынках республики. Главам местных администраций необходимо потребовать от владельцев и руководителей рынков наведения должного порядка и приведения их в соответствие с действующими нормативными актами. А рычагов влияния более чем достаточно.
 Ещё один вопрос, который не может нас не беспокоить, касается ветхого жилья, оставшегося после переселения из него людей. Имеются многочисленные примеры того, что эти дома не могут снести, так как на это не дают согласия собственники. В результате даже на центральных улицах поселений, в том числе в городах Нальчик, Прохладный и Тырныауз, эти дома превращены в настоящие свалки. То же самое можно сказать и о заброшенных, полуразрушенных фермах, других строениях в сельской местности, многие из которых расположены вблизи дорог и создают удручающую картину.

Некоторые главы администраций в упор не видят или не хотят видеть проблемы.
 
Во многих селах объекты социального назначения, к примеру, врачебные амбулатории находятся в неприглядном состоянии. Разрушившиеся ступени, перекосившиеся двери и окна, обветшалые крыши и т.д. Для того, чтобы привести их в порядок, больших средств не нужно. Можно силами жителей села обеспечить элементарный текущий ремонт. Достаточно одного субботника. Уверен, что жители с удовольствием откликнутся. Однако некоторые главы администраций в упор не видят или не хотят замечать эти проблемы.
Необходимо проинвентаризировать все эти и подобные объекты в каждом населённом пункте, безотлагательно принять необходимые решения по ним.

С 1 января 2014 г. выдача разрешений органами местного самоуправления на установку и эксплуатацию рекламных конструкций допускается только при наличии утверждённых схем. 

Не могу сегодня обойти и вопрос о размещении рекламных конструкций и баннеров. В этом деле нет никакой системы, а главное, чувства меры и вкуса. Каждый городит что ему вздумается. Загромоздили все главные улицы и площади. Я уже не говорю о содержательной стороне вопроса. Многие рекламные конструкции находятся в неприглядном состоянии, выцвели или оборваны. Никто за этим не следит на должном уровне, не требует от владельцев и арендаторов содержать их в надлежащем виде.
Хочу довести до вашего сведения, что в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 мая 2013 г. «О рекламе» схемы размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, установленным высшим исполнительным органов государственной власти субъекта. 
С 1 января 2014г. выдача разрешений органами местного самоуправления на установку и эксплуатацию рекламных конструкций допускается только при наличии утвержденных схем. Соответствующие решения на этот счёт приняты и у нас в республике. Уполномоченным органом определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР и, я надеюсь, что в ближайшее время здесь будет наведён необходимый порядок.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны разработать, согласовать и утвердить схемы размещения рекламных конструкций. Прошу, не затягивая, провести эту работу с учётом недостатков и нарушений. При этом весьма важно обеспечить, чтобы обязательно соблюдались внешний архитектурный облик сложившейся застройки, а также государственные нормы и правила. Прошу всех иметь это в виду.

Освещение улиц и дорог не выдерживает критики.

О состоянии освещения улиц и дорог, которое также не выдерживает критики. Не буду детально затрагивать проблему освещённости городов и поселений в целом, хотя, на мой взгляд, это очень важный вопрос. Тема заслуживает отдельного и профессионального обсуждения. Сегодня же остановлюсь на состоянии уже установленного электроосветительного хозяйства. Повсеместно покосившиеся, прогнившие либо поржавевшие столбы, разбитые фонари и т.д. Многие фонари не горят вообще. Достаточно посмотреть на главную улицу г. Нальчик – проспект им. Ленина. В начале проспекта на привокзальной площади осветительные приборы горят через один. Выше по проспекту до площади Согласия картина такая же. От ул. Балкарской до телевышки фонарные столбы стоят ржавые. Более того, на участке от ул. Тарчокова и выше до конца проспекта они установлены совершенно беспорядочно по высоте. 
Правительству республики, местным администрациям городских округов и муниципальных районов необходимо разработать специальную программу развития придорожной и уличной осветительной сети. А до этого в ближайший период надо хотя бы привести в порядок то, что у нас имеется.

В Кабардино-Балкарии без должной отдачи работает ряд федеральных и республиканских органов, призванных осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере охраны окружающей среды.

В Кабардино-Балкарии работает ряд федеральных и республиканских органов, призванных осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере охраны окружающей среды. Это Министерство природных ресурсов и экологии КБР, Министерство сельского хозяйства республики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по КБР, Управление Россельхознадзора по КБР, Отделение Западно-Каспийского бассейнового водного управления по КБР и другие структуры, в которых трудятся сотни сотрудников. А вот должной отдачи, к сожалению, от них мы пока не видим. По данным налоговой службы, в республике почти 37 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из них лишь 2700 поставлены на экологический учёт и платят налоги. А ведь 80% этих налогов должны поступать в местные бюджеты и могут стать хорошим подспорьем для решения обсуждаемых сегодня проблем. 
Деятельность служб, осуществляющих контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды, мягко говоря, не отвечает требованиям федерального законодательства. Проводимые от случая к случаю профилактические рейды не имеют существенных результатов. Их работа не носит систематический, плановый и принципиальный характер. Нет должного взаимодействия указанных органов по профилактике и выявлению экологических правонарушений. Свидетельством тому является незначительное количество выявленных нарушений в сфере загрязнения вод, атмосферы, порчи земли, правил охраны и использования недр и других характерных и не менее важных нарушений экологического характера. Когда  спрашиваешь с руководителей надзорных органов за недостаточную требовательность и взыскательность в работе, они находят сотни оправданий, если это им выгодно или имеется конкретная заинтересованность. Если же выгоды нет, прессуют предприятия и бизнес по полной и кстати весьма профессионально. Всё это нам хорошо известно и терпеть далее подобный подход мы не намерены.
Тема благоустройства и санитарной очистки охватывает широкий спектр направлений работы. Помимо сказанного сегодня – это благоустройство парков и скверов, озеленение микрорайонов и дворовых территорий, строительство новых дорог и тротуаров, детских площадок, культурно-досуговых центров и многое другое. 
Сегодня ставится задача, решение которой, повторюсь, практически не требует финансовых затрат – навести санитарный порядок и чистоту на вверенных территориях. Для этого требуются лишь добросовестность, порядочность, ответственное отношение к делу и просто элементарная человечность. 
Призываю всех, кто душой болеет за родное село, город, республику, активно включиться в эту работу, вернуть Кабардино-Балкарии былой облик одного из самых чистых, благоустроенных и цветущих уголков нашей страны.
Этот призыв я адресую также всем членам Правительства, депутатам Парламента республики, общественным организациям, молодёжи, СМИ, словом, всем жителям республики. 
К решению этой важной задачи следует привлечь широкую общественность. Именно в этих целях в этом году нами принят Закон КБР «Об общественном экологическом контроле», который определяет правовые основы в области охраны окружающей среды. 
Необходимо усилить разъяснительную работу среди населения. Надо с детства в семье, в детском саду, в школе прививать чувство ответственности за чистоту и культуру быта. Без такой ежедневной воспитательной работы трудно рассчитывать на успех в сохранении традиционно высокой культуры наших народов. Куда делись наши кабардинские «адыгэ намыс» и «адыгэ хабзэ», балкарские «адет» и «намыс», к которым мы апеллируем при каждом удобном случае.
О каких амбициозных проектах, о каком подъеме туризма и развитии курорта, о каких инвестициях, в том числе иностранных, можно говорить при таком отношении к своей  природе, окружающей среде, к элементарной чистоте в нашем общем доме.
Нынешний год объявлен Годом культуры в России. Так давайте вместе сделаем всё необходимое для того, чтобы уровень нашей культуры не позволял мириться с подобным отношением к среде обитания, природе и экологии.

Поделиться новостью

Информация

Z Служба Адаптационная комиссия