Залим Кашироков: Искажение истории недопустимо
Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. №314 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.
Это событие прокомментировал заместитель Председателя Правительства КБР – министр КБР Залим Кашироков.
По словам З. Каширокова, о важности данного документа говорит тот факт, что он подписан 8 мая, то есть буквально на следующий день после вступления в должность Президента России В. Путина. Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения являются логическим продолжением процесса принятия документов стратегического планирования, направленных на защиту национальных интересов России и обеспечение национальной безопасности нашей страны.
«Среди принятых раннее документов хотел бы отметить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
На мой взгляд, это чрезвычайно важный документ, отвечающий интересам как всего многонационального российского народа, так и каждого отдельно взятого народа, включая народы Кабардино-Балкарии.
Согласно указу, историческое просвещение – это регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества. Таким образом, политика российского государства заключается в том, чтобы доносить до населения лишенную политической мотивации, достоверную, научно обоснованную информацию и знания.
Следует признать, что до недавнего прошлого историческая наука оставалась во многом заложницей лженаучных и политизированных установок, сформировавшихся в период перестройки и начала 90-х годов. Академическая историческая наука подверглась серьезным испытаниям, когда на место научно обоснованных исторических знаний стали претендовать политически мотивированные, заказные и лишенные объективности лженаучные статьи и исследования, когда отдельные факты выдергивались из контекста общего исторического процесса и использовались для формирования искаженных взглядов и оценок на историческое прошлое нашей страны, историческое прошлое народов, населяющих Россию, умышленное противопоставление интересов народов России национальным интересам государства.
Для многонационального российского народа историческая наука играет важную роль не только для недопущения отрицания либо преуменьшения исторического вклада России в ход мировой истории и развитие мировой цивилизации, но и для недопущения разрушения единства и целостности российского общества и государства.
В Основах указано, что Россия - великая страна с многовековой историей, что Россия – это государство-цивилизация, сплотившее русский и другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность, что в основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием суверенитета Российской Федерации. Хочу акцентировать на этом внимание: сохранение традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей является обязательным условием сохранения суверенитета России. Ни одно государство в мире не придает такого важного значения традиционным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям, как Россия.
То, что Россия это не просто государство со своей территорией, историей, своим населением, но и «государство-цивилизация», говорил признанный британский ученый, историк, исследователь цивилизаций Арнольд Дж.Тойнби. Несмотря на разные исторические эпохи и связанные с этим изменение форм государственного устройства и правления, смену идеологий, цивилизационная сущность России сохранилась. В этом отличие России от остальных стран мира.
Рост международной напряженности, вызванный геополитическим противостоянием западного мира против России, кризис национальной идентичности, возникший в результате непрекращающихся попыток уничтожения и деформации исторической памяти, реабилитация неонацизма, искажение исторической правды, а также негативные оценки событий и периодов отечественной истории, послужили основанием для выработки государственной политики в области исторического просвещения.
Недооценка важности сохранения исторической памяти и исторической правды в условиях современного мира недопустима. Наглядный тому пример – народ Украины, позволивший провести над собой эксперимент по деформации исторической памяти. К чему это привело, все знают, это не требует дополнительных комментариев.
Из перечня принципов государственной политики в области исторического просвещения хотелось бы выделить два. Первый принцип – это опора на научные знания и фундаментальные научные исследования. Такой подход, на наш взгляд, позволит вытеснить лжеисториков, в том числе заполонивших интернет-пространство, которые безответственно деформируют историческую правду. И второй принцип - осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа. Второй принцип гарантирует всем народам Российской Федерации, включая народы Кабардино-Балкарии, объективное и всестороннее изучение и сохранение истории и культуры своего народа.
История каждого народа полна знаменательными и памятными, порой противоречивыми, событиями. Но это никак не умаляет историческое единство и историческую память всего российского народа, прошедшего на протяжении длительного исторического периода через тяжелейшие испытания на прочность.
В документе определены цели государственной политики в области исторического просвещения, главная из которых – это сохранение памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и историю других народов России, исходя из понимания преемственности в развитии российского государства и его исторически сложившегося единства.
Также не могу не отметить важную для народов Кабардино-Балкарии цель, которую преследует историческое просвещение, а именно – расширение и совершенствование просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом. Это позволит скрепить единство национального самосознания народов республики с соотечественниками, создаст еще более надежную платформу для сохранения идентичности и самосознания для будущих поколений наших народов.
Рекомендуем всем, кто интересуется историей, кто профессионально занимается исторической наукой, ознакомиться с данным документом», - подчеркнул заместитель Председателя Правительства КБР – министр КБР Залим Кашироков.