
«Морфий»: боль разложения на сцене ТЮЗа
В Центре культурного развития города Нальчика состоялся показ спектакля «Морфий», поставленного по мотивам произведений Михаила Булгакова под руководством режиссера Марата Джаппуева.
Постановка организована Театром юного зрителя по инициативе управления культуры администрации Нальчика в рамках программы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Спектакль, основанный на произведениях великого русского писателя Михаила Булгакова, предлагает зрителям уникальную интерпретацию его творений через призму актуальных вопросов, связанных с зависимостями и их последствиями. Булгаков, известный своим глубоким философским подходом и ироничным взглядом на человеческую природу, предоставил режиссеру богатый материал для размышлений и драматургического воплощения.

«Когда мне поступило предложение поставить спектакль в рамках акции против наркотиков, выбор пал на «Морфий» Михаила Булгакова практически сразу. Это произведение обладает невероятной силой воздействия, оно проникает глубоко в душу и заставляет задуматься о самых важных вопросах человеческого бытия. «Морфий» - притча о утраченной свободе.
Мне важно было показать зрителю, что зависимость – это добровольная форма рабства. Именно поэтому одним из ключевых символов спектакля стала маска Анубиса, древнеегипетского бога мертвых и покровителя бальзамирования. Этот образ используется как метафора перехода от жизни к смерти, но также и как символ возможности возрождения. Маска появляется в ключевые моменты постановки, подчеркивая важность выбора, стоящего перед каждым человеком.
Зависимый человек губит себя, людей вокруг, теряет свою личность, но в то же время, находясь в страшнейшей зависимости, он волен поставить точку. В каждом из нас есть как хорошее, так и плохое, уродливое, неприглядное. Я считаю, что истинная красота человека кроется именно в этой двойственности, в умении ежедневно давать отпор своей «уродливой» и неприглядной стороне, раз за разом побеждая своих внутренних демонов.
Этот спектакль - не просто предупреждение о вреде наркотиков, это призыв к самопознанию и самосохранению. Мы хотели создать нечто большее, чем просто театральную постановку, мы стремились к тому, чтобы каждый зритель ушел с ощущением, что он сам несет ответственность за свою судьбу», - рассказал М. Джаппуев.

Спектакль начинался с захватывающей сценической композиции, где свет и звук создают атмосферу напряженности и беспокойства. Такое решение не только подчеркнуло драматургический замысел, но и способствовало вовлечению зрителей, позволяя им ощутить себя частью происходящего.
Актерская игра поражала зрителей глубиной и выразительностью. Илья Юсупов исполнил роль доктора Полякова, центрального персонажа, чья трагедия стала основой сюжета. Виктория Магомедова сыграла медсестру Анну, воплощение заботы и поддержки. Алим Сибеков предстал в образе коллеги Полякова, добавляя динамику и напряжение в развитие событий. А Лолита Шогенова воплотила образ жены Полякова, показывая силу и уязвимость одновременно. Каждый персонаж словно проживал на сцене свою судьбу, отражая внутренние переживания и борьбу с собственной природой. Особое внимание зрителей привлек актер, исполнивший роль доктора Полякова, втянутого в порочный круг зависимости. Его монологи наполнены отчаянием и страхом перед неизбежностью разрушения собственного «я».
Режиссер не забыл и о двойственности контекстов, вложенных Булгаковым в оригинальный текст. Постановка наполнена символизмом. Спектакль становится своеобразным зеркалом, в котором отражается не только судьба отдельного человека, но и состояние всего общества. Личные трагедии переплетаются с общественными катаклизмами, создавая ощущение всеобщего хаоса и беспомощности. Зрителю четко дают понять, что распад личности главного героя становится символом разрушения общественных устоев.
«Я вышел из зала с чувством, что увидел нечто большее, чем просто театральную постановку. Я знаком с биографией Булгакова, ранее смотрел фильм Балабанова, снятый по мотивам данного произведения, но «Морфий» на сцене театра увидел впервые. Это был не просто рассказ о наркомании, а глубокое исследование человеческой природы, её слабостей и стремлений. Очень уж личная получилась история. Думаю, что это опыт, который определенно заставит задуматься о многом, и я уверен, что он останется со зрителями надолго», - поделился впечатлениями после премьеры один из зрителей.
«Театр юного зрителя — это не только место для сказок, но и площадка для серьезных произведений», - отметил директор ТЮЗа Алим Мамсиров. – Ранее мы уже ставили спектакли для молодежи, однако по многочисленным запросам зрителей решили сделать такую практику системной с осени прошлого года и начали подготовку к постановке спектаклей нового формата. «Морфий» - первый сложный спектакль в нашем репертуаре. Его мрачный сюжет призван донести до подростков и молодежи опасность употребления наркотиков, а также показать последствия. Мы планируем охватить таким образом большее количество зрителей. В этом нам помогает проект Министерства культуры России «Пушкинская карта», делающий доступным посещение театра для всех желающих».
Постановка стала важным шагом для Театра юного зрителя, демонстрируя готовность коллектива обращаться к серьёзным и актуальным темам, предлагая зрителю пищу для размышлений и возможность увидеть отражение современных реалий в классическом литературном материале. Актёрская труппа продемонстрировала высочайший уровень профессионализма и преданности своему делу.
Лолита Алхасова, корреспондент РИА КБР