В Нальчике вспоминали Алима Кешокова и Хапачу Каширгова
В Институте гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского центра РАН прошел научный семинар «Аксиология пространства в мемуарном повествовании», посвященный юбилеям Алима Кешокова и Хапачи Каширгова, сообщили в медиацентре КБНЦ РАН.
Семинар был приурочен к 110-летию со дня рождения кабардинских поэтов и писателей Алима Кешокова и Хапачи Каширгова.
С приветственным словом выступила зам. директора по науке ИГИ КБНЦ РАН, кандидат наук Л. Махиева.
Предваряя выступление основного докладчика, зав. сектором кабардино-черкесской литературы, кандидат наук Л. Хавжокова обозначила основные этапы и направления творческой деятельности А. Кешокова и Х. Каширгова, отметила некоторые факты биографии (год и место рождения, год вступления в Союз писателей СССР), объединяющие этих авторов, подчеркнула наличие точек соприкосновения в их мемуаристике.
В качестве основного докладчика выступила старший научный сотрудник сектора кабардино-черкесской литературы, кандидат филологических наук И. Кажарова.
В своем выступлении она обозначила, что Алима Кешокова и Хапачу Каширгова сближает общее пространственно-временное обстоятельство (они одногодки и односельчане), что уже подвигает к тому, чтобы задержать внимание на восприятии ими времени и пространства собственной жизни.
Каждый из них оставил мемуары: Алим Кешоков – повесть «Вид с белой горы» (1973), Хапача Каширгов – роман «Жизнь прожить – не поле перейти» (1988).
Опираясь на концепцию М. Бахтина о том, что хронотоп есть воплощение различных ценностных систем и типов мышления о мире, И. Кажарова отметила, что безотносительно к степени ее реализации заявка на достоверность придает аксиологическую окраску всему, о чем повествуют мемуары.
В повести А. Кешокова обращают на себя внимание дом, построенный когда-то дедом и его братьями, дом, в котором родился герой, и дом прадеда его матери – Куоз Хакуриновой, так называемый «домик путника», на склоне лет организованный Пшемахо Кешоковым.
О многом говорит выбор временного момента, на фоне которого авторы представляют дом, где родились.
И для А. Кешокова, и для Х. Каширгова – это революционное лихолетье; если Кешоков однозначно намечает социальную характеристику родного дома, то для Каширгова уже открыта возможность быть свободным в деталях, говорящих о благополучии и даже некотором эстетизме жилища семьи.
В своем докладе И. Кажарова также подчеркнула особенности видения пространства у двух писателей, чье биографическое время началось и развертывалось синхронно, особенно там, где речь заходит об одних и тех же событиях.
Оба были свидетелями разрухи и голода, последовавшими за революцией.
А. Кешоков освещает голод 1920-1921 года точечно, через немногочисленные события и метафоры.
Х. Каширгов в описании тех же событий обстоятелен.
Обращает на себя внимание, насколько важна для обоих писателей предыстория автобиографического дома: для А. Кешокова она связана с дедом и его братьями, для Хапачи Каширгова она также восходит к судьбе его деда – знаменитого Алихана Каширгова.
В работе семинара приняли участие внуки Х. Каширгова – Мадина Даурова (Каширгова) и Алим Каширгов, главный редактор газеты «Горянка» Зарина Канукова, сотрудники ИГИ КБНЦ РАН – доктора филологических наук Х. Баков, Ю. Тхагазитов, Б. Бижоев, М. Хакуашева.
Присутствующим показали видеопрезентацию с фотографиями, отображающими пространственно-временные реалии и автобиографические персонажи, воссозданные в мемуарах А. Кешокова и Х. Каширгова.