В Общественной палате КБР обсудили перспективы развития педагогического образования в республике
На заседании Общественной палаты КБР обсудили актуальные вопросы развития педагогического образования, включая проблемы дефицита кадров и особенности целевого обучения, сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
В заседании приняли участие председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов, его заместители Людмила Федченко и Мурадин Туменов, член Общественной палаты Барасби Карамурзов, а также другие члены Общественной палаты КБР: Владимир Абаноков, Олег Каздохов, Артур Шаваев, Асхат Замкулов, Владимир Павленко, Руслан Токов, Анна Дьяченко, Руслан Караев.
С докладами выступили заместитель министра просвещения и науки КБР Ачмез Мокаев, первый проректор КБГУ имени Х.М. Бербекова Вадим Лесев, директор Педагогического колледжа КБГУ имени Х.М. Бербекова Фатима Ашабокова и директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения и науки КБР Артур Кажаров.
Ачмез Мокаев в своем докладе отметил, что в завершившемся учебном году в республике насчитывалось 9395 педагогов, и общее количество физически занятых педагогов увеличилось на 197 человек. Несмотря на это, проблема дефицита кадров остается актуальной: за последние пять лет число вакансий увеличилось со 47 до 150 единиц. Наиболее востребованы учителя математики (28 вакансий), русского языка и литературы (27 вакансий), английского языка (17 вакансий) и физики (15 вакансий). Также была затронута тема старения педагогических кадров: средний возраст учителей в республике составляет 48,8 лет, и за последние пять лет он увеличился на полтора года. Молодых учителей в возрасте до 25 лет насчитывается 251 человек, в то время как учителей старше 50 лет – почти 1100.
Для решения проблемы дефицита кадров Министерство просвещения и науки КБР принимает ряд мер, в частности, наращивает темпы целевой подготовки, организует работу по определению потребности в учителях в разрезе муниципальных образований на единой цифровой платформе «Работа в России». В рамках приемной кампании реализуется механизм целевого обучения, где заказчиком выступает муниципалитет или Министерство просвещения, науки республики.
Одним из новых подходов стало создание сети психолого-педагогических классов. В прошлом году стартовал республиканский проект «Сетевые педагогические классы», участниками которого стали 106 обучающихся 10-11 классов из четырех районов республики. Проект нацелен на выявление и поддержку школьников, заинтересованных в поступлении на педагогические направления. Кроме того, реализуются меры поддержки педагогов, такие как премии победителям конкурсов профессионального мастерства, ежемесячные денежные выплаты учителям физики, химии, информатики, молодым специалистам и классным руководителям.
Первый проректор КБГУ Вадим Лесев подчеркнул, что университет является центром подготовки педагогических кадров в регионе. Контингент студентов за последние три года вырос на 18%, а доля университета в подготовке педагогических кадров увеличилась на 22%. В КБГУ обучается около 2900 студентов по программам, включающим педагогический компонент. Однако, по словам Лесева, существует проблема сокращения целевого приема: за период с 2022 по 2024 годы контрольные цифры приема уменьшились на 18% для высшего образования и на 43% для СПО. При этом лишь 16% целевых мест по педагогическим направлениям были обеспечены договорами с муниципалитетами и региональными органами власти.
Отмечается отсутствие заявок на целевое обучение по таким важным направлениям, как математика, физика, химия, биология и география. В связи с этим, в 2025-2026 учебном году КБГУ вводит двухпрофильные программы подготовки «физика-математика» и «химия-биология». Лесев также обратил внимание на снижение интереса школьников к точным наукам, что подтверждается статистикой ЕГЭ-2024. Он подчеркнул, что существует дефицит абитуриентов, готовых сдавать математику, физику и информатику, и отметил негативный имидж педагогической профессии.
Социологические исследования показывают, что большинство жителей Северо-Кавказского федерального округа считают зарплаты учителей недостаточными. Для преодоления этих вызовов университет планирует развивать двухпрофильные программы, оказывать финансовую поддержку студентам педагогических направлений, реализовывать программы двойных дипломов с ведущими вузами страны, а также предоставлять возможность получения дополнительной квалификации педагога. Вадим Лесев выразил надежду на активное участие региона в повышении престижа учительской профессии, увеличении заказов на целевые места и создании рабочей группы при Правительстве республики или профильном министерстве для прогнозирования потребности в педагогических кадрах и формирования заявок на целевое обучение.
Директор Педагогического колледжа КБГУ Фатима Ашабокова и директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения и науки КБР Артур Кажаров представили информацию о деятельности своих учреждений в контексте подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В ходе обсуждения члены Общественной палаты КБР выразили обеспокоенность текущей ситуацией и предложили ряд мер для улучшения положения дел. В частности, было отмечено необходимость активизации профориентационной работы среди школьников, повышения привлекательности педагогической профессии, а также усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и органами власти.
Председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов подчеркнул, что решение вопроса подготовки квалифицированных педагогических кадров требует скоординированных действий и объединения усилий всех заинтересованных сторон. Он выразил уверенность в том, что только совместная работа образовательных учреждений, органов власти и общественности позволит создать благоприятные условия для развития педагогического образования и обеспечит систему образования КБР профессионалами, готовыми отвечать на вызовы современности.
По результатам заседания Общественная палата КБР утвердила заключение и вынесла ряд рекомендаций, которые будут направлены в Министерство просвещения и науки КБР, образовательные организации высшего и среднего образования, осуществляющие подготовку по данному профилю, органы местного самоуправления муниципалитетов КБР, а также в региональные СМИ.