В Нальчике обсуждают формирование функциональной грамотности обучающихся
В Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников министерства просвещения КБР при участии издательства «Просвещение» проходит республиканская практическая конференция «Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт и задачи», сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
В работе конференции принимают участие региональные и муниципальные координаторы и члены региональной рабочей группы по функциональной грамотности, а также руководители и заместители руководителей муниципальных органов управления образования и общеобразовательных организаций, представители минпросвещения КБР.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель министра просвещения и науки КБР Ачемез Мокаев.
«Сегодняшняя конференция по функциональной грамотности не первая - в прошлом году мы проводили подобное мероприятие. Конференция проходит в период больших трансформаций и изменений в системе образования. И, в принципе система образования всегда находится в трансформации, и эти изменения не прекращаются. Но тем не менее новые реалии, в том числе подходы к реализации образовательного процесса обязывают внедрять новые подходы формирования функциональной грамотности. Немаловажным во всем этом является еще и формирование функциональной грамотности самих педагогических работников. Сегодняшнее мероприятие исключительно важно особенно для молодых наших сотрудников, так как, не обладая необходимыми функциональными навыками педагогических работников, мы не сможем обучить функциональной грамотности наших обучающихся», - отметил А. Мокаев.
В работе конференции принял участие ведущий специалист по физике отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО «Издательство «Просвещение»» Дмитрий Черненко. Эксперт рассказал об эффективной образовательной среде современной школы.
«Эффективная образовательная среда современной школы - это совокупность условий и возможностей, реализация которых позволяет достигать планируемых результатов. Образовательная среда является важнейшим условием реализации ФГОС, основной образовательной программы общего образования. Специфика современной образовательной среды деятельности имеет несколько аспектов: системность, благодаря которой обеспечивается неразрывное единство целенаправленного воспитания и качественного обучения каждого школьника; высокая степень вариативности, благодаря которой для каждого ребенка подбирается индивидуальная образовательная траектория, отвечающая его личностным возможностям и жизненным планам; аутентичность, благодаря которой каждому школьнику обеспечивается тот объем и темп усвоения содержания образования, который наиболее точно соответствует его индивидуальности», - отметил Дмитрий Черненко.
Также с докладом об основных итогах участия Кабардино-Балкарии в проекте минпросвещения России по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году выступила заместитель директора по научной и инновационной деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников минпросвещения КБР Ирина Шонтукова.
В своем выступлении она отметила, что формирование и развитие функциональной грамотности школьников является одной из задач национального проекта «Образование», направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России.
«Что касается реализации плана по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в текущем учебном году, то мы актуализировали план работы регионального учебно-методического объединения в сфере общего образования в КБР в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Также обновлена региональная рабочая группа Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Один раз в месяц на постоянной основе проводим мониторинг использования платформы РЭШ в части работы с открытым банком заданий по функциональной грамотности. Обновили программы повышения квалификации в части включения вопросов формирования и оценки функциональной грамотности. В текущем учебном году провели серию семинаров-совещаний с участием муниципальных координаторов», - сказала Ирина Шонтукова.
В рамках конференции будут работать четыре секции - формирование читательской грамотности и креативного мышления; формирование финансовой грамотности и глобальных компетенций; формирование естественнонаучной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.