Любовь Беляева: «Школа стала мне вторым домом на всю жизнь»
В нальчикской средней школе №7 работает удивительный и уникальный педагог – Любовь Артемовна Беляева, которую знают и очень любят не только современные ученики, но и многие их родители, бабушки и даже прабабушки.
В этом году Любовь Артемовна отметила свое 90-летие, и уже 68-й учебный год продолжает трудиться в стенах родной и любимой школы. Любовь Артемовна имеет множество заслуженных ведомственных и государственных наград, среди которых Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный учитель школы КБР, Ветеран педагогического труда и многие другие.
Накануне Дня учителя Любовь Артемовна рассказала о своей яркой педагогической жизни корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» Тенгизу Мокаеву, который также является выпускником 7-й нальчикской школы и ее учеником.
– Расскажите, как вы оказались в Нальчике и стали работать в школе
– Родилась я в далеком 1934 году в Забайкалье, в городе Чите. Отец был военным и перед началом Великой Отечественной войны мы переехали жить в Воронеж. Когда началась война, отец ушел на фронт и вскоре погиб, а нас с мамой эвакуировали в Казахстан, где мы жили до 1944 года.
Нас поселили в бараке, где по соседству жили цыгане, а позже подселили депортированных балкарцев. Я хорошо помню этих женщин, которые пряли, вязали и постоянно плакали по своей горькой судьбе, не зная где их родные. Жили мы с ними дружно, помогали друг другу в то непростое время, стали родными друг другу людьми. Тогда мы,конечно же, не могли предположить, что окажемся и проживем всю свою основную жизнь в Нальчике. Моя мама переживала, что не имела информации о местах проживания этих женщин, чтобы потом найти их в Кабардино-Балкарии и общаться дальше, безуспешно вела их поиски.
После окончания войны мы вернулись в Воронеж, где я окончила педагогический институт и после свадьбы вместе с мужем и мамой переехала по распределению работать в Нальчик. Это был далекий 1957 год, я сразу устроилась работать в седьмую нальчикскую школу учителем физической культуры. С тех пор прошло уже 67 лет, и у меня всего одна единственная запись в трудовой книжке.
За годы работы я выпустила 14 классов, самым старшим моим ученикам сейчас более 70 лет, мы до сих пор с ними поддерживаем контакты и дружим, яих всех помню по именам и фамилиям. Особенно теплые отношения сохранились с выпускниками 1979 года. Жаль, что в школе перестали проводить встречи выпускников, это была добрая традиция. Выпускники нашей школы очень дружные, держатся и помогают друг другу, как родственники.
– Как менялись ваши ученики за годы работы в школе?
– В советские годы школьники были очень патриотичными, с коллективным сознанием, приученные к труду, физически сильные и здоровые. Ребята с удовольствием ходили в школу, имели цели в жизни, участвовали во внеурочной деятельности, во всех спортивных соревнованиях, даже обманывали, приписывая годы, лишь бы их взяли. Помню, как один мальчик-футболист так сильно хотел защищать честь школы на эстафете, что умышленно скрыл свой возраст, а мы поверили ему на слово. В итоге он выиграл пионерскую эстафету, с гордостью принес кубок в школу. На следующий день директор школы поднял его личное дело и вскрыл обман, собрал всю школу в актовом зале, аннулировал результат и велел передать кубок в другую школу. Он очень эмоционально выступал, рассказывал о недопустимости обманывать и подводить свою школу, досталось тогда и нам и ученикам.
А какими были тогда все патриотичными! Был у нас такой случай, когда после окончания демонстрации ребята случайно забыли знамя школы. Директор школы Павел Григорьевич Сидоренко увидел это, спрятал знамя в машине и незаметно перенес в свой кабинет. На следующий день он велел закрыть школу, все в недоумении собрались во дворе, и тогда директор сказал: «Знамя школы потеряно, нашу школу распустили, будете обучаться в другой школе». Поднялся такой шум, ребята начали просить разрешить им отправиться на поиски, очень переживали, негодовали, спрашивали, к кому можно обратиться, чтобы школе разрешили возобновить работу. Ребята, наверное, обыскали весь город, ходили по домам и квартирам, перевернули всю школу. Мальчики залезли на окно кабинета директора, увидели там знамя, подошли к директору и очень деликатно обратились с такими словами: «Мы везде проверили, разрешите проверить ваш кабинет, вдруг его забыли там». Директор открыл им кабинет, они влетели туда, с радостью схватили знамя, тут же построили всю школу во дворе и с криками «ура» торжественно пронесли знамя по двору.
А как мы работали в колхозах и совхозах! Павел Григорьевич умел находить слова, которые зажигали сердца и мотивировали к труду. Тогда было живо поколение, прошедшее войну, голод и лишения, которое знало цену хлеба. Он говорил: «Эта картошка нужна детским домам, она нужна солдатам, которые нас защищают, чем больше мы выкопаем, тем больше пользы принесем своей Родине».
С распадом Советского Союза дети стали меняться поведением, психологией, воспитанием, причем этот процесс постоянно ускоряется. Сегодняшние дети, конечно же, другие, они намного более развиты интеллектуально, информационно, хорошо знают свои права, очень быстрые в принятии решений, ценят свое время. Но при этом они плохо приучены к труду, слабые здоровьем, более индивидуальны в мышлении и предпочтениях, сложно принимают правила общежития, коллективного труда и времяпровождения. Я считаю, что детям нужно трудовое воспитание, которое напрямую влияет на их патриотические настроения, так как человек, который убирает и ухаживает за своим учебным местом, что-то создает руками, будет ценить и любить его как своё.
Детки у нас хорошие, они с радостью учатся в одной из старейших школ Нальчика, которая гордо носит имя Героя Советского Союза Николая Калюжного, имеет славную историю, свои традиции, преемственность поколений, знаний, свой гимн и великолепный школьный музей. Детки, чьи родители были моими учениками, отличаются более трепетным и уважительным отношением к школе и старшим педагогам, это чувствуется и в этом прослеживается воспитание, которое мы дали их родителям.
Среди моих учеников есть именитые спортсмены, учителя, врачи, инженеры, общественные деятели, да и, пожалуй, представители всех основных профессий. Из именитых спортсменов я бы выделила Римму Кумыкову- заслуженного тренера РФ по баскетболу, Залима Гаданова – чемпиона России по дзюдо и самбо, мастера спорта международного класса по самбо, заслуженного тренера России, Алима Гаданова – чемпиона России по дзюдо, чемпиона и призёра чемпионатов Европы по дзюдо, мастера спорта международного класса по дзюдо, участника летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
– Каково жить с мыслью о том, что вы являетесь старейшим действующим педагогом в республике и одним из старейших в стране?
– Время летит незаметно, и только обернувшись можно понять, сколько воды утекло за эти годы. Мне довелось работать при шести директорах и большом, профессиональном трудовом коллективе, который очень люблю и уважаю, а ушедших из жизни коллег помню, и ценю время, которое мы провели в стенах родной школы. Многие тысячи лиц детей всплывают перед глазами, они взрослели, обзаводились семьями, приводили в школу своих детей, потом внуков, некоторые уже и правнуков. Седьмая школа стала для меня вторым домом на всю жизнь, ведь большая ее часть прошла именно в этих стенах. Человек не стареет душой, а в школе всегда так интересно, шумно, живо, что никогда не бывает скучно.
Меня беспокоит только то, что ко мне слишком уважительно относятся коллеги, ученики и их родители, стараются оберегать от нагрузок, сложной работы, а мне хочется делать дело наравне со всеми. Я периодически высказываю им свое недовольство, но мне это,конечно же,приятно. Дожить до таких лет, жить полноценной и активной жизнью – это дорогого стоит".
– Что бы вы пожелали современным школьникам и их родителям?
– Я бы пожелала любить свою Родину, воспитывать детей в духе любви к семье, школе, республике, стране. Мой главный девиз – делайте зарядку и будете здоровы. Я встаю каждый день в 5 утра, чтобы успеть сделать зарядку и приехать из другого конца города на работу одной из первых. Ценность здоровья приходит с возрастом, но я каждый день говорю своим ученикам, что не нужно ждать завтра, чтобы заниматься его укреплением, это нужно делать сегодня.
***
В седьмой школе я обучался с 1994 по 2004 годы. Любовь Артемовна вела уроки физкультуры на протяжении всех лет обучения. Она была классным руководителем у моей старшей сестры и нашего зятя, вела классное руководство у параллельного А-класса. Мы всегда её очень любили и уважали, особенно за консервативные советские методы работы, закалку, иногда не соглашались, спорили, обижались и побаивались.
С момента окончания школы прошло уже 22 года, и когда я шел брать у Любови Артемовны интервью, были сомнения, что она вспомнит мое имя. Но это же Любовь Артемовна, она помнит своих учеников, более того, она спросила, как поживают моя мама, сестра, зять, тут же вспомнила, какая активная и хулиганистая была моя сестра, которая училась в школе еще в советские годы. Очень тепло отозвалась в память о моем дедушке Аллахберди Тенгизовиче – заслуженном учителем школы РСФСР и моем отце Валерие Аллахбердиевиче – преподавателе истории в педагогическом училище, которых она помнит, хотя их нет в живых уже много лет.
Безусловно, на таких людях, как Любовь Артемовна, и держится наша система школьного образования и именно о таких учителях с большой буквы было сказано: «Учитель – это архитектор нации».
Я очень признателен Любови Артемовне и всем своим учителям, наставникам и старшим, кто вложил в меня силы, знания, часть своей души, что стало в дальнейшем крепким фундаментом для педагогической и общественной деятельности, за которую мне не стыдно, и я надеюсь быть достойным продолжателем традиций своих учителей.
Тенгиз Мокаев, корреспондент РИА КБР, руководитель Молодежного центра Русского географического общества в КБР.