Мнения Уроки китайского

Уроки китайского

Поездка в Китай, помимо нормального человеческого интереса к незнакомой стране, име-ла для меня совершенно четкую задачу – познакомиться с государством, совершившим феноменальный экономический прорыв, при этом сохранившем существующий строй и целостность страны.

Получилось не только найти ответы на многие вопросы, но получить ряд важных уроков, которые были бы не бесполезны и нам.

Урок первый.

Китай – очень разный, многогранный, и его оценка вряд ли будет у всех одинаковой. Тут уместно вспомнить притчу о том, как слепцов попросили описать слона: при этом один из них держался за ухо животного, другой за хвост, третий – за ногу, и поэтому слона каж-дый оценивал по-своему, и общего впечатления не получилось. Вот так и с Китаем. Важ-но, что ты в нем хочешь увидеть, и через какую призму (или очки) смотришь.

Проблем у китайцев, безусловно, хватает, и при желании критиковать темы для критики всегда можно найти. Но ехал я туда не за этим.

Китая, который представлялся нам отсталой страной, где все едят только рис, ходят в одинаковых соломенных шляпах и самым престижным транспортом считают велосипед, - давно нет. Есть мощная страна с развитой промышленностью, наукой, мощной социаль-ной сферой, сохранившая при этом свои традиции и культуру. Кстати, страна не только, хранит свою цивилизацию, но и развивает ее, обогащаясь за счет общения с другими культурами. Главное, Китай не боится идти своим путем, даже когда берет все самое пе-редовое, добавляя туда свою, как выражаются сами китайцы - китайскую специфику.

Урок второй.

Пытаясь понять, что дало возможность совершить мощнейший экономический рывок, вы-яснилось несколько интересных, и, как мне кажется, важных моментов. В 80-90-е годы прошлого века, когда мы безудержно ломали старое и интенсивно разваливали свою страну, китайцы, глядя на наши «успехи», призадумались, а надо ли им повторять наши эксперименты? Как они сами говорят, они решили подумать и посоветоваться. С кем? Конечно, с классиками – мыслителями. И тогда китайцы обратились к основоположникам марксизма-ленинизма, и именно от них получили ответ на вопрос, что делать. Вниматель-но читая В. И. Ленина, они нашли рецепт - надо проводить НЭП. Попробовали и поняли, что новая экономическая политика по ленинским рецептам не только вполне подходит, но и дает колоссальные результаты. Китайцы, в отличие от нас, не стали много говорить о поддержке бизнеса, они просто дали ему свободу. При этом государство, выступая глав-ным регулятором, определило для бизнеса четкие и понятные рамки, оставляя в своих ру-ках все стратегические ресурсы, например земля не продается, а лишь дается в аренду.

Учли китайцы и наш опыт вхождения в ВТО. Подготовившись как следует, они вошли в него на условиях максимально комфортных для своей страны. «Сегодня уже ВТО работа-ет на нас», - с полным правом говорят они теперь.

Урок третий.

Получив самое большое число миллионеров в мире, Китай сумел сохранить курс на защи-ту интересов и нужд всего народа. Говоря о миллионерах, можно отметить не только то, что власть самым жестоким образом пресекает коррупцию и попытки поживиться за счет

государства, и даже не то, что многие миллионеры - члены коммунистической партии. Главное, что основная масса деловых людей - истинные патриоты своей страны. Все это позволяет Китаю демонстрировать не только экономические, но и социальные успехи. За-работав в ходе экономического прорыва достаточно денег, китайцы сосредоточили свое внимание на развитии человеческого потенциала. Китайцы стали вкладывать деньги в об-разование, здравоохранение, повышение благосостояния населения, особое внимание ста-ло уделяться экологии. Причем на всем этом китайцы не экономят. И все это было понят-но гражданам страны и, естественно, одобрялось ими.

Очень интересной мне показалась китайская практика продуманного вложения денег в развитие слабых экономически регионов. Естественно, «отстающим» приходится полно-стью отчитываться за эти деньги, полученные из центра, и поэтому они гораздо чаще при-носят пользу, чем у нас.

Удалось там увидеть интересные бизнес-идеи. Например, агрогородки, которые являются и объектами этнотуризма с развитой инфраструктурой и производственной единицей – например, чайной плантацией, где чай выращивают, собирают, обрабатывают. Таким об-разом, производственный процесс спокойно идет, а турист может увидеть весь цикл изго-товления чая. Так же и с другими сферами деятельности, свойственными Китаю. Впечат-лили их техногородки – это где всевозможные технические новшества изобретаются, раз-рабатываются и производятся, впоследствии поступая в продажу во всем мире. Удиви-тельное впечатление произвел Шанхай – развитый, современный город в небоскребах, при этом оставшийся не менее зеленым, чем Нальчик. И отсутствие там пробок, в которое вряд ли бы мог поверить, если бы сам не увидел 4-5-уровневые бетонные развязки.

Ощущение от государства остается странное. Да, множество внутренних авиарейсов, ско-ростные поезда, современные автомобили, бешеные скорости – но при этом складывается впечатление, что никто никуда не торопится. В стране нет суеты, есть деловой, рабочий настрой, страна что-то серьезно, сосредоточенно делает, как в свое время СССР.

Урок четвертый.

Интересен подход Китая к собственному информационному полю. В отличие от нас, не-смотря на глобализацию, китайцы не стали открывать окна и двери всем информацион-ным ветрам. Возможно, им помогли сориентироваться наши ошибки в информационной политике, но китайцы решили, что такого количества бреда, в большинстве еще и идеоло-гически вредного, им не нужно. И стали … не то, что дозировать, скорее, сортировать ин-формацию, предоставляемую населению Китая. Некоторые интернет-ресурсы в Китае за-блокированы, у многих есть свой, китайский аналог. В этой стране создано свое интернет-пространство, как и собственная телефония. Там множество телевизионных каналов, все они – отечественные, но охотно транслируют лучшие зарубежные фильмы, шоу, передачи, ни в коем случае не допуская на экраны откровенный ТВ-мусор. Очень бережно сохраня-ется все китайское.

Такой подход помогает сберегать человеческую духовность, которой так гордятся китай-цы. Они сохранили все лучшее, что досталось им от предков, при этом не отгораживаясь ни от одного достижения современной цивилизации.

Урок пятый.

Я перечислил лишь некоторые из комплекса мер, которые дали Китаю возможность неуклонного, поступательного развития. Казалось бы, все просто, понятно и логично. По-

чему у них все получается? Наверное, дело в том, что в первую очередь они поняли, что хотят, продумали, как это выполнить, и теперь спокойно делают. А не наоборот – сначала сделали, потом задумались… Китайцы, не теряя себя, органично вписываются в совре-менный мир. И дают «уроки китайского», за которыми такие, как я, к ним ездят отовсюду.

Борис Паштов, председатель Комитета парламента КБР по культуре, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации

Поделиться новостью

Информация

Z Скорбим Адаптационная комиссия

Нужна помощь