Мнения О кризисе в писательском сообществе Кабардино-Балкарии

О кризисе в писательском сообществе Кабардино-Балкарии

В начале 50-х, в свой первый период редакторства в "Новом мире", до первого изгнания из журнала Александр Твардовский, столкнувшись с противодействием своим творческим планам со стороны Союза писателей, заявил, что руководители СП страны являются главным препятствием на пути развития литературы.

Вспоминаю это в связи с полной деградацией деятельности кабардино-балкарской организации писателей, что может вызвать только глубокое сожаление у всякого, кто искренне любит свою культуру и без нее не видит будущее своего народа. Я прочитал в эти дни в «Газете Юга» (№№27, 28), возможно, в чем-то субъективную, но проникнутую болью за нашу литературу статью Т. Адыгова и, как мне показалось, во многом декларативную реакцию на нее Х. Тхазеплова. Вот что мне самому хотелось бы сказать в этом разговоре.

Поэт и нобелевский лауреат (1958) Борис Пастернак выступал против идеи творчества с использованием собраний и дебатов. На международном конгрессе писателей в Париже в середине 30-х с трибуны и в личных беседах с участниками он даже говорил: "Не организуйтесь! Организация - это смерть искусства. Важна только личная независимость. Умоляю вас - не организуйтесь!".

Я чаще всего придерживаюсь мнения, что истина лежит посередине. Как известно, один и тот же инструмент может быть орудием как добра, так и зла, в зависимости от того, кто и как его использует. Я не склонен идеализировать чью бы то ни было работу, но действительно объединяют разных писателей и служат общественному благу, скажем, учреждения Международного ПЕН-клуба, в том числе Русский ПЕН-центр в Москве. В организацию входят те, для кого писательство было и остается главным делом жизни, а не побочным занятием или же увлечением по выходе на пенсию. Между членами организации строятся цивилизованные отношения. Исполнение сметы расходов публикуется на официальном сайте. Активная, интересная жизнь, постоянное общение и сотрудничество с коллегами в стране и за рубежом, участие в международных литературных фестивалях и книжных ярмарках. Это – будничный мир современного писателя. А разве в наше время должно быть иначе?

Это тем более касается новейшей кабардино-балкарской литературы, отмеченной очень талантливыми произведениями, которыми, скажу уверенно, мы просто обязаны делиться с читателями других регионов, стран. В качестве примера упомяну как литературу весьма высокого уровня поэзию Х. Бештокова, поэтические переводы М. Ольмезова, прозу М. Емкужева и Б. Чипчикова. Кризис СП КБР – это не только проблема вероломного попрания устава руководящими органами союза. Дело в том, что достигнутая нашими писателями высота спонтанно ищет эффективный инструментарий для реализации такого потенциала в условиях нынешнего мира с его уже необратимыми процессами свободного и широкого международного общения. Следует немедленно приступать к подготовке антологии литературы Кабардино-Балкарии и ежегодно выпускать один том на каком-либо языке - русском, итальянском, английском, французском, турецком, испанском, немецком, корейском и других языках. Это вполне реально. Писатели республики должны каждый год принимать участие как минимум в одном зарубежном литературном фестивале, в одной российской и в одной зарубежной книжной ярмарке. Нам самим давно пора учредить ежегодный международный литературный фестиваль; неужели мы всей республикой не сможем принимать в течение трех-четырех дней 5-6 известных российских и зарубежных писателей, оплатив им расходы за проезд?

Обращаясь к теме материального обеспечения жизни и деятельности литераторов в нашей стране, вряд ли будет правильно говорить как об источнике средств только о ресурсах госбюджета. В Российской Федерации как раз в этом вопросе можно вернуться к своим давним, но не забытым традициям. В этом году исполнилось 155 лет первому собранию Литературного фонда России, аналог которого в то время был только в Британии. В подготовке проекта устава принял участие Л. Н. Толстой, в комитет фонда входили Н. А.  Некрасов и И. С. Тургенев. Александр II не только утвердил устав, но вместе с другими членами императорской семьи передал фонду крупный взнос, и они приняли решение делать это ежегодно. Их примеру последовали многие. Финансирование фонда складывалось также из членских взносов и добровольных отчислений издателей, из доходов от концертов, выставок, спектаклей, чтения лекций известными писателями. 

Согласитесь, всё это, а также многое другое можно делать и в XXI веке.

Что касается судьбы писательского сообщества КБР, то, на мой взгляд, не удастся избежать создания ассоциации профессиональных писателей с дополнительными функциями литфонда. Я бы с радостью стал ее участником. В нее могут войти профессиональные авторы из числа членов нынешнего СП КБР и не состоящие сегодня в СП КБР. Такая ассоциация должна в приоритетном порядке получать финансирование от правительства. Нынешний Союз писателей КБР, чья деятельность приостановлена Минюстом, если сочтет целесообразным, также может, устранив нарушения, продолжить свою деятельность.

В заключение хотел бы добавить следующее. Явление коммерциализации, охватившее после Второй мировой войны едва ли не все сферы жизни человеческого общества и сделавшее денежную прибыль мерилом всего, очевидно, вскоре отойдет в прошлое. Да, это наваждение успело разрушить миллионы судеб. Но глобальный политико-экономический кризис может потрясти эти весьма шаткие основы нынешнего существования человека. Сознание народов будет вынуждено вновь усвоить элементы гуманистического мировоззрения и проникнуться мыслью о главенстве общечеловеческих интересов. Мы живем с надеждой, что писательское призвание уже перестанет быть для авторов частым поводом для депрессии из-за бесконечных мытарств. А художественная литература восстановит в обществе принадлежавший ей статус непреходящей ценности.

Юруслан Болатов

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь