Мнения Год без кино

Год без кино

Завершается очередной культурный год. 

Он, 2016-й, должен был дать толчок развитию нового российского кино. Но как-то не сложилось, что характерно для последних лет. Не случилось громких кинопремьер, фильмов, взрывающих сознание, зовущих, будоражащих общество, обличающих его пороки, дарящих мечты и ведущих к светлому будущему.

Даже более или менее достойных сериалов  – и тех не было.

Наверное, можно найти миллион причин, не дающих развиваться отечественному кино, причин объективных и субъективных. Наверное, действительно не хватает денег, наверно нет хороших сценариев и т. д., и т.п.  Тем не менее, что-то регулярно снимается, выходит на экраны, анонсируется и рекламируется, кто-то на этом даже деньги, наверное, зарабатывает. Но при этом трудно ответить на главный вопрос – можем ли мы говорить о новом российском кино? И, если оно есть, то чем отличается от старого, даже если его не называть советским?

Очевидно, что, задавая такие вопросы, я придерживаюсь мнения, что нового российского кино, вобравшего в себя лучшее от предшествующего ему советского, создавшего свою школу, родившего новые имена и персонажей для подражания, пока нет. Так и не появилось ничего нового, содержательного, без заимствований. При этом мы стремительно теряем то, что составляло основу советского кино, - русскую театральную школу, впитавшую в себя лучшее из русской классической литературы. Именно русская театральная школа стала основой советской школы кино, ее достижения использовал весь  мир, который еще недавно мы могли учить тому, что умеем сами.

В основе каждого из нынешних фильмов лежит событие – редко подвиг, чаще противоправные действия. Впрочем, иногда даже событие отсутствует.  А в том, советском кино, которое все помнят и любят, главным всегда был персонаж, человек. Не действие, а внутренний мир и человеческие переживания героев. События и действия лишь глубже раскрывали человеческие личности, показывали их многогранность.

Сейчас с сожалением приходится констатировать, что и герои «нового» кино как-то измельчали. К сказанному следует добавить, что и с творческими идеями как-то туговато. Творческая идея - это и творческий конфликт художника и окружающего его мира, это вызов времени и обществу, призыв к мечте или моральной пропасти.

В советское время многие творцы боролись с так называемой цензурой. Наконец, наступили счастливые времена свободы слова и творчества. И - где оно, где фильмы, ставшие народными хитами? Где фильмы, разобранные на цитаты?  К слову, «Любовь и голуби» любит и каждый раз с удовольствием смотрит вся моя семья, в которой присутствует и современная молодежь.

Где новые песни, шагнувшие к нам с экрана и ставшие народными? Их тоже нет. Даже в молодежных компаниях мы поем песни 40-х, 60-х, на худой конец – 80-х. И почему-то не поем хором «ты целуй меня везде»…

Пока на эти вопросы отсутствует ответ, не будет и нового кино.

Борис Паштов, председатель Комитета парламента КБР по культуре, развитию институтов гражданского общества и СМИ

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь