Культура Владимир Мокаев: «Культура определяется накоплением»

Владимир Мокаев: «Культура определяется накоплением»

В преддверии выхода в свет двух новых поэтических книг известного деятеля культуры КБР Владимира Мокаева с ним пообщался корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».

Владимир Мокаев является народным мастером России, заслуженным деятелем культуры КБР, лауреатом Второй артиады России, членом Союза писателей России, главным хранителем музея ИЗО им. А. Л. Ткаченко, мастером-художником по дереву, автором пяти прозаических и поэтических книг.

РИА КБР: - С какого времени вы занимаетесь декоративно-прикладным творчеством и написанием стихов?

В. М.: - Тяга к поэзии и прикладным делам были у меня с самого детства. Когда мне было три года, я впервые увидел, как делается деревянная игрушка. В четыре года из моих детских рук вышли первые маленькие скульптурки и поделки. С поэзией так же, ходил по селу, на ходу сочиняя песни и стихи. В третьем классе многомиллионным тиражом, к искреннему удивлению, мои стихи впервые напечатала на тот момент авторитетнейшая газета «Пионерская правда».

2.jpg

А целенаправленно я никогда не готовился к карьере художника или мастера. Дело в состоянии любви, исходящей изнутри, когда ты чувствуешь, что просто не можешь жить без этого. В профессиональное увлечение творчество переросло гораздо позже, так как я многие годы сомневался в предназначении своих талантов, а человек творческий должен сомневаться и искать свой путь.

РИА КБР: - Какой путь вы прошли, прежде чем стать работником культуры и искусства?

3.jpg

В. М.: - Занимался я много чем: работал на заводе слесарем, несколько лет проработал технологом в общественном питании. Это не принципиально, так как многие люди, прежде чем прийти к публичности и общественному признанию, проходят в жизни сложный путь. Я не имею никакого специального образования. Это одновременно и мое упущение, и большое преимущество. Я не стал академиком, но при этом остался свободной творческой личностью, академические знания и правила не довлеют надо мной. Они, конечно же, важны для творчества: с одной стороны, дают множество знаний и умений, с другой – сильно давят на человека догмами и правилами в пользу общепринятой классики. Я считаю, что если творческий человек сумеет сохранить в себе частичку искреннего и чистого примитивизма, присущего детскому сознанию, – плоды его творчества разительно будут отличаться уникальным и неповторимым стилем.

4_1.jpg

У меня не было учителей по рисованию, скульптуре, материаловедению, музыке. В юности я думал, что мастера – это какая-то особенная каста, а не простые люди из деревни. Однажды посетив очередную декоративно-прикладную выставку, я понял, что могу сделать не хуже, а даже лучше.

РИА КБР: - В каком году вы влились в культурное сообщество республики?

5.jpg

В. М.: - Официальное признание моего творчества пришло в 1992 году, во время международного фестиваля тюркских народов «Эрирей», который проходил в Нальчике. Фестиваль начинался с моей выставки, именно тогда я официально вступил в культурное сообщество республики. Кстати, так получилось, что я стал первым мастером в республике, который сделал персональную выставку по национальной декоративно-прикладной тематике.

6.jpg

После фестиваля все мои работы прямо с выставки тогда хотели купить в Америку, но тогдашняя советская культурная номенклатура отговорила меня продавать, как тогда выразились, национальное достояние республики.

РИА КБР: - Какое отношение, на ваш взгляд, к национальной  культуре и искусству со стороны общества и государства было раньше и наблюдается сейчас?

7.jpg

В. М.: - В советское время за общественное служение человек был обеспечен государством всем необходимым: это жилье, премии, путевки в санатории и пр. В 90-е годы люди культуры и искусства, как и большая часть работников бюджетной сферы страны, едва сводили концы с концами. Вопреки этому спрос на декоративно-прикладное искусство, историю и культуру народов КБР в 90-е годы был неподдельно высоким. На культурной «сцене» появились яркие самобытные и талантливые личности и коллективы, такие как Александр Пазов, Хамзат Бачиев, Рашид Курданов, Вячеслав Мастафов, ансамбль «Балкария»  и многие другие.

8_1.jpg

Люди работали с полной отдачей, не жалея сил, средств и энергии, но, к большому сожалению, обществом и государством их труд по достоинству оценен так и не был, а социальный уровень жизни многих мастеров и по сей день оставляет желать лучшего. Парадоксально, но все понимают, что в профессиональном спорте нужны большие вложения в самого спортсмена, инфраструктуру, материальное благосостояние, высший тренерский состав. Без этого выйти на уровень большого спорта просто немыслимо. Но ведь то же самое и в культуре. Как добиться подъема национальной культуры, не вкладывая средства в ее деятелей? Спортсменов мы должны поддерживать – их победы приносят республике славу, а деятели культуры выживут как-нибудь сами?! К культурным деятелям я отношу музейных работников, библиотекарей, художников, композиторов, архивных работников и других. Что толку от Дома творчества, если у его работников зарплата унизительно-оскорбительная, но при этом с них требуют качественной работы, творческих достижений?

9.jpg

РИА КБР: - Какое количество работ по декоративно-прикладной тематике вами было сделано?

В.М.: - Общее количество работ счету не поддается, многие из них были подарены, проданы, утеряны, приобретены музеями и галереями. Из значимых художественных работ я бы выделил чуть более ста.

РИА КБР: - Кому вы передадите свои богатые знания и навыки в области декоративно-прикладного искусства?

В. М.: - Могу пока прискорбно констатировать, что знания и навыки передать мне некому. Сына у меня нет, в ученики просились многие ребята, приходили, смотрели, пробовали, а потом в ужасе разбегались. Люди думают, что раз мастер делает работы на высоком уровне, у него обязательно должна быть хорошая мастерская, современное оборудование, и стоит только освоить технологии, как из «конвейера» пойдут уникальные работы. Ну и, конечно же, люди уверены в хорошем материальном благосостоянии мастера. Мастерской у меня никогда не было, все работы делались дома на кухне, что называется «на коленке», а работы мне приходилось продавать скорее по банальной нужде, а не с целью обогащения. Я – человек творческий, а не коммерческий, и большинство мастеров-прикладников, которых я знаю, такие же.

10.jpg

РИА КБР: - Каковы, на ваш взгляд, истоки проблем в области культуры в нашей республике?

В. М.: - Проблемы изначально более глобальные. Основу любого общества составляет экономика. Наша страна экономически не достигла хорошего качества в производстве товаров и услуг. Есть связь в потребительских отношениях, между доминированием товаров и культурой. Если страна вынуждена приобретать товары из других стран, она попадает в культурную зависимость этих стран, так как эти товары и услуги несут в себе идеалы общества, их создавшего. Остаться национально независимым, нося западную одежду, смотря заморские фильмы, употребляя в пищу не наши продукты, очень сложно. В нашей истории уже были периоды, когда политическая и экономическая элита офранцузилась, презирая национальную самобытность, и эта страна погибла в жерновах политических, экономических и социальных потрясений.

Я убежден, что истоки вандализма, который получает все большее распространение, в том числе и в России, лежат в социальной несправедливости, из-за чего у людей возникает чувство протеста, которое в итоге подталкивает их к грубому уравниванию социального быта посредством уничтожения чужого имущества.

11

РИА КБР: - Что должно сделать наше государство для культуры?

В. М.: - Раз наша страна отказалась от модели глобализации в пользу многополярного мира, нам просто жизненно необходимо развивать национальные культуры. Я абсолютно убежден, что средства нужно вкладывать именно в творческие личности, а не в фестивали, «дни культуры», «народные игрища», к которым носители культуры отношения практически не имеют. Вкладывать нужно в личность, но не в каждую. Принцип «каждой сестре по серьгам» здесь не действует. Критерием должно быть общественное признание, вклад этой личности в культуру и искусство, будущие творческие перспективы.

12

Чиновники никак не поймут, что вложения в личность облагораживают общество, дают прибыль, не соизмеримую с затратами. Это культура производства, отношения, дорожного движения и т. д. Если посчитать  сегодняшние убытки, которое государство и общество терпит от безграмотности и вандализма, все станет понятно.

Культура может определиться только накоплением художественного материала. Яркие тому примеры мы видим в истории славных цивилизаций прошлого. Раз республика благодаря творчеству этих мастеров защищает свое культурное пространство, она обязана поддерживать и помогать им во всем.

13

Один из путей сохранения  национального декоративно-прикладного искусства – государственные закупки напрямую у мастеров, для фондов музеев и библиотек. В советские годы после каждой персональной выставки работы мастеров закупались для фондов, что служило и материальным подспорьем мастеру, и моральным удовлетворением от того, что работы были под охраной государства, оставались на родине мастера. Вопрос возрождения этой традиции на моей памяти поднимался еще с середины 90-х годов, но всячески откладывался со ссылкой на отсутствие средств.

Если мастеров не начать поддерживать, они будут вынуждены и дальше продавать свои работы, которые фактически теряются для республики безвозвратно. Зачем нам тогда в будущем нужны музеи, библиотеки, если фонды десятилетиями не пополняются, а хронология времени нарушается?

14

РИА КБР: - Прошлый год в стране был объявлен «Годом культуры». Что принес нашей республике этот год, и какие перспективы у национальной культуры в будущем?

В. М.: - В прошлом году было проведено большое количество как действительно нужных и значимых мероприятий на достойном уровне, так и совершенно бессмысленных, ради галочки. По большому счету «Год культуры» нам ничего принципиально значимого не принес, общество не стало более благородным, уровень жизни работников культуры не изменился, материально-техническая база учреждений лучше не стала.

Будущие перспективы для развития национальной культуры пока не радужные. Сегодня мы наблюдаем распространение в обществе потребительского отношения, черствости к чужим бедам, агрессивного поведения людей. Резко падает интерес к национальным промыслам, появляются националистические и религиозные догмы. Идет тенденция к воспитанию детей на основе финансового благополучия, а не морали. Я музейный работник, и лично наблюдал, как ребенок на выставке, показывая пальцем на картину Айвазовского, спрашивал, сколько это стоит. Узнав, что она не продается, с ухмылкой заявлял: «Я папе скажу, и он купит, что захочет». Что полезного для общества в будущем принесет воспитанный в таком духе ребенок?!

15 16

Заставить насильно людей учить свой язык, любить культуру и бороться за национальную идею нельзя, а если попытаться – это может закончиться плачевно. Яркий пример тому – то, что сейчас происходит на Украине. Только пример интернационального понимания любви к человеку, которая должна закладываться еще в садике, позволит нам воспитать гражданское и культурное общество. Ни в коем случае не должно быть идеологии доминирующей группы людей по историческому, национальному или религиозному признакам.

РИА КБР: - Насколько сейчас Нальчик соответствует определению «культурной столицы» республики?

В. М.: - В Нальчике я живу с раннего детства и могу констатировать, что в области социальной сферы, а социальный облик – это тоже культура, город сильно преобразился. У нас чистые улицы, красивый и ухоженный парк, ночная иллюминация, исторические памятники, нет массового хулиганства и пьянства. Город однозначно соответствует своему культурному статусу, основа для развития культурного общества у нас хорошая и, что немаловажно, на генетическом уровне. Ведь культура определяется не тем, кем мы были, а тем, кем стали, к чему пришли и что создали, сохранив прежнее. Для развития культуры, на мой взгляд, государство и, в первую очередь, сами жители республики должны осознанно изменить свое отношение к окружающему их природному и историко-культурному пространству, не жить одним днем, думать о будущем родной земли.

Тенгиз Мокаев, Корреспондент РИА "Кабардино-Балкария"

©РИА «Кабардино-Балкария», 2015


Поделиться новостью

Информация

Z Служба Адаптационная комиссия

Нужна помощь