Побеждающий хаос
Появление в литературном пространстве Мухамеда Огузова - человека зрелого, убежденного в необходимости и верности того, что он делает, удивило и взволновало многих.
Согласитесь, что в наше время удивить достаточно трудно, но практически невозможно взволновать отодвинутыми на второй план литературным произведением и художественным словом. Мухамеду Огузову это удалось, потому что в спутавшемся клубке понятий и нравов, смешанных с низменными интересами и желаниями духовных ценностях ему удалось уловить главную нить, уверенно потянуть её и передать своим смущенным хаосом читателям.
«Мой путь» - назвал Мухамед Огузов свою самую известную читателю книгу, и именно этот путь, который защитник справедливости и поэт превратил для себя в путь к истине, объясняет сегодняшний его успех. Не правда ли, удивительное сочетание - блюститель закона и поэт-романтик?! Но именно такая сочетанность является отличительной чертой рыцарства. Рыцаря самого широкого кавказского пространства Духа.
Пространство это - место пересечения его жизненных интересов и духовных устремлений, и своим гражданским и поэтическим долгом Мухамед считает защиту этого пространства.
Чтобы понять творчество, очень важно знать, каковы его истоки. «Чтоб горы не знали позора» - называется первая книга Мухамеда Огузова, и в этом названии, на мой взгляд, и кредо, и все движущие поэтом силы. Ещё в ранней юности узнал Мухамед о том, что в своём образе жизни и действий горцу следует ориентироваться на горы. Для абазин и адыгов Главной Горой является Эльбрус, он есть главная точка отсчёта и главный ориентир.
Мухамед Огузов является выходцем из древнего абазинского рода Огузовых. Племена огузов, как известно, имеют очень давние исторические корни, но так случилось, что осколки их осели в Кумской долине недалеко от подножия Эльбруса. И хотя Мухамед родился в с. Залукокоаже Кабардино-Балкарии, генетическую наследственность и память никто, как говорится, не отменял. К тому же отец Мухамеда, Назир, до конца своей жизни сохранял в семье и язык, и нравы абазин, а будущий поэт каждое лето проводил в родовом селении - Красном Востоке. Не сказать о влиянии Красного Востока на формирование характера и понятия о духовных ценностях будущего поэта - не объяснить истоков его творчества.
Село Красный Восток - это самое старинное абазинское поселение на нынешней территории. То ли в силу географического расположения, то ли благодаря особо сильной генетической наследственности, то ли вследствие особых взаимоотношений, сложившихся в этой точке пересечения горских координат, но здесь рождаются сильные духом, имеющие непоколебимое чувство собственного достоинства и мужества люди.
А ещё у них с детства перед глазами эталон гордости и чистоты - Эльбрус. «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт»-это не для горцев, не для красновосточных. Взгляд горца - только в высоту. Орёл не опустится на равнину, его местообитания - на вершинах. Любой мальчишка из Красного Востока знает об этом.
Об этом Мухамеду всегда говорил дедушка Гали. Он рассказывал внуку о том, что вся жизнь - восхождение на крутой склон, но надо идти туда, вверх, по вертикали. У абазин даже есть специальный термин, выражающий подъем по трудному склону, - гIвадахъра. «Вот эта самая «годакра» и есть суть нашей жизни», - говаривал дедушка, который впечатал в сознание внука национальную логику мышления, национальное мироощущение, законы горского бытия и этикета.
И создавая свои произведения, Мухамед Огузов исходит из своей сути, он творит о народе и творит для народа; вольно или невольно он оперирует категориями абазинского сознания, абазинской духовности - абазара. Какую же особенную печать несут на себе абазины - часть общечеловеческой породы и природы? Наверное, большую открытость, искренность, чуткость. Всё это пульсирует в произведениях Огузова, в которых нет ни нотки фальши, ни тени притворства. Он открыт перед читателем, как перед Богом.
Я знаю, что нет ни одного читателя, слушателя, кого бы до самых потаённых уголков души и совести не пронизали бы слова «Молитвы» - одного из самых сильных по эмоциональному воздействию произведений Мухамеда Огузова. Совершенно точно, что люди со встреч с Огузовым уходят, унося с собой чувство обновления и необходимости что-то изменить и своей жизни, с необходимостью смотреть в высоту.
Лучшим свидетельством силы той связи, которая возникает у поэта с его читателями, является случай в его родном селе Залукокоаже, когда во время творческого вечера Мухамеда Огузова в зале погас свет!.. Ни один зритель не шелохнулся! В полной темноте продолжался диалог поэта с народом.
Хаос исчезает под воздействием животворящего поэтического слова Огузова. Как же можно достигнуть такого эффекта? Только чистыми помыслами, только искренним словом, идущим из глубины души, только собственной устремленностью ввысь. Хаос можно победить только упорядоченностью и гармонией.
Свидетельством того, что Мухамед Огузов пришел к гармонии, что он в ладу с самим собой, являются его стихи о вере, о Боге. Он не фанатик, доходящий до исступления, он не обличает, не клеймит. Он словом своим и делом своим показывает необходимость носить в себе Бога, находить в себе силы жить по божьим законам, не забывать о том, что, собственно, сама жизнь состоится по воле божьей.
Для меня очень важно, что такая животворящая поэтическая мощь сосредоточена в представителе моего народа. Абазины - один из самых древних народов мира. Об этом свидетельствует сам язык народа, который насчитывает самое большое количество звуков, который сохранил очень архаичные грамматические конструкции. Тысячелетние испытания и невзгоды сократили наш народ до малочисленного. И у меня ощущение, что сила, сжавшая возможности народа, как пружину, под воздействием творчества Огузова вдруг с точностью до наоборот развернулась и вытолкнула в мировое литературное пространство все лучшие помыслы и чувства поэта-абазина.
Мухамед пишет на русском языке. Он отлично знает родной абазинский язык, и пусть придёт время, когда он будет писать по-абазински. Это важно. Но важно и другое - что он не стремится замкнуться в рамках своего только народа.
А ещё очень важно вот что - что бы Мухамед ни сказал по-русски, мы слышим это по-абазински. Важно, что поэт всегда призывает смотреть на вершины гор и видеть над ними Бога.
Не могу не привести ещё один поразительный факт из биографии Мухамеда, может быть самый знаковый и выразительный из всего вышесказанного.
Будучи прокурором Баксанского района и в связи с необходимостью там проживать, Мухамед затеял строительство дома. Завершение крыши уже ознаменовало окончание постройки, и Мухамед поднялся в мансардную часть. И тут строители, ожидавшие только слова похвалы и благодарности, испытали самое настоящее потрясение. Хозяин, сам огорчённый сделанным «открытием» и предстоящей работой, попросил: «Ребята, прошу понять меня правильно, и я берусь всё вдвойне оплатить, но конструкцию крыши нужно поменять - и тогда будут видны мои любимые горы Эльбрус и Казбек...» Что можно к этому добавить?
Добавлю то, что искренняя вера Мухамеда даёт ему всю силу и энергию, необходимую для преодоления нечеловеческих порой перегрузок. В пространство молитвенного коврика он умещает весь свой мир, оттуда же он берёт силу и ясное видение своего жизненного пути.
Новая книга Мухамеда «К вершинам своим я иду без оглядки» - новая веха восхождения на жизненную вершину, и на этом пути он решает и свои поэтические задачи. Очень радует, что он уделяет поэзии серьёзное внимание - он ищет новые художественные возможности, спектр действия и воздействия его поэтической энергии всё больше увеличивается. Предела возможностям в поэзии, как и в любом творчестве, нет, поэтому пожелаем Мухамеду Огузову бесконечно новых поисков и находок, чтобы он не утерял своей способности увлекать читателей на крутые, но прекрасные склоны жизни.
Лариса Шебзухова, член Союза писателей и Союза журналистов РФ, народный поэт КЧР