В Нальчике вышла книга «На берегах моей печали»
В нальчикском издательстве М. и В. Котляровых вышел роман современного адыгского писателя Мухамеда Адзинова «На берегах моей печали».
Рассказывает главный редактор издательства Виктор Котляров:
– Мухамед Адзинов – непрофессиональный литератор, но его романы «Непокоренные» (выпущен нашим издательством в прошлом году) и «На берегах моей печали» пользуются у читателей такой популярностью, какая и не снилась многим маститым мастерам слова.
Сюжеты обоих произведений основаны на исторических событиях, но если «Непокоренные» отражают период Русско-Кавказской войны, то во втором действие происходит раньше – в ХVІ веке, когда Крымское ханство, поддерживаемое Османской империей, совершало регулярные набеги на земли черкесов, грабило народ, забирало в рабство его детей.
Событийная канва, основанная на беспощадных реалиях того неспокойного времени, передана через живые, ярко выписанные образы героев, в реальности которых не сомневаешься. Не случайно адыгейский писатель и драматург Юрий Шидов, анализируя роман, писал: «И даже при том, что почти все герои – плод художественного вымысла, в них веришь, как в реально существовавших некогда людей. Они живы по-настоящему, ощутимы и зримы. Действия, происходящие на страницах, убедительны, они умело вписаны в канву исторической правды. Роман подкупает своей реалистичностью».
Не менее важно и то, что через образы героев романа Мухамед Адзинов смог показать лучшие черты адыгов, обычаи и традиции народа: «Народ мой сдержан в чувствах и желаньях и слову знает цену, как хорошему клинку, но мы не хладны сердцем, как иные, и распахнуть его готовы настежь – навстречу доброте и чуткости душевной. При этом же черкес не блещет, словно изумруд на пальце падишаха, велеречивостью своей. За словом только истина одна, а не намеки, сдобренные медом, как халва. И в этой прямоте характера черкеса наш недруг видит простоту и дерзость. Да, мы просты в любви к своей земле, без ухищрений лести любим мать, отца, свободу. Да, мы дерзки, коль к нам извне вдруг враг придет и станет угрожать народу».
Мухамед Адзинов создал произведения, отражающие, словами исследователя Хангери Бакова, «адыгский художественный менталитет», романы, которые заняли «достойное место в национальной прозе адыгов», а поэтому им суждена долгая жизнь.