Культура В Нальчике изданы «Адыгейские сказки»

В Нальчике изданы «Адыгейские сказки»

Нальчикское издательство Марии и Виктора Котляровых продолжает серию «Библиотека избранного». В серию входят наиболее известные произведения литераторов республики, написанные за последние сто лет.

За два с половиной года в «Библиотеке избранного вышло более 30 книг. И вот новое пополнение популярной серии – к читателю пришел сборник «Адыгейские сказки».
По словам главного редактора издательства Виктора Котлярова, адыгейские сказки, собранные писателем П. Х. Максимовым, известны тем, что предисловие к их изданию 1935 года (книга называлась «Горские сказки) написал классик советской литературы Максим Горький.
Он писал: «Адыгейские сказки весьма интересны и ценны общностью своих мотивов со сказками других народов. Очень интересна сказка о зайчихе, лисе и волке, помощнике старшины, — она обнажает социальные отношения людей, чего обычно в сказках о жи­вотных не видят… Ценность адыгейских сказок увеличивается еще и тем, что в них зло везде побеждено. Это — хорошее свидетельство о здоровье народа».
Специалист по фольклору А. И. Алиева отмечала:
«Отличительной чертой сказок адыгских народов является преобладание героических мотивов и сюжетов, вообще характерное для фольклора народов Кавказа, — оно обусловлено специфическими условиями их исторической жизни. Самую значительную часть адыгского сказочного эпоса составляют волшебные и авантюрные сказки. Волшебная сказка населена необычными героями, которые с помощью чудесных помощников и предметов совершают необыкновенные подвиги и всегда достигают своей цели. Не случайно в сказке адыгских народов один из главных подвигов героя — спасение девушки, предназначенной в жертву чудовищу.
Значительное развитие в адыгском фольклоре получили бытовые и социально-бытовые сказки. В отличие от волшебных, где действие развивается в фантастической обстановке, а герой побеждает врага с помощью чудесных помощников и предметов, и в отличие от сказок о животных, где повествование тяготеет к поэтической условности, в бытовых и социально-бытовых сказках борьба полярных сил — добра и зла в различных их проявлениях — развертывается на фоне реальных и бытовых отношений, что обусловлено их максимальной связью с действительностью, с социальными и бытовыми проблемами, хотя адыгская волшебная и бытовая сказки нередко тесно соприкасаются».
 



Поделиться новостью

Информация

Z БАНННННЕЕЕРР Служба

Нужна помощь