Фейковые новости столь же опасны, как и ядерное оружие
Информационная война против России в рамках текущего украинского кризиса и противостояния с коллективным Западом осуществляется по нескольким линиям в рамках четко очерченной парадигмы.
В первую очередь, это скоординированные усилия со стороны Запада, направляемые через создававшуюся годами инфраструктуру.
Со стороны США данная работа координируется нескольким правительственными органами. Среди них – Агентство США по глобальным медиа, управляющее сетью государственных пропагандистских СМИ и генерирующее фейки и вбросы, в дальнейшем подхватываемые интернет-аудиторией, и Центр глобального взаимодействия Госдепартамента, официальной целью прямо называющий пропагандистскую работу против РФ и других стран. Помимо прямых бюджетных вливаний, финансирование соответствующих кампаний осуществляется через «экосистему» Агентства США по международному развитию и Национального фонда в поддержку демократии, а также созданного несколько лет назад Фонда противодействия российскому влиянию.
Аналогичные задачи по линии Пентагона решает Совместный военный центр информационных операций. Со стороны НАТО эта работа поддерживается через Передовой центр по вопросам стратегических коммуникаций в Латвии; со стороны ЕС – через Оперативную группу по стратегическим коммуникациям. Все эти структуры не скрывают своей антироссийской направленности, более того, в нынешнем виде они создавались для информационного противостояния России.
Фактически, под их началом действуют украинские информационные войска, поддержку которым оказывают формально «независимые» от правительств фонды и институты, в частности, контролируемые Дж. Соросом и другими «филантропами», а также направляемых западными спецслужбами НКО и объединения типа Bellingcat и Conflict Intelligence Team.
На первом уровне поддержку им показывают российские оппозиционные деятели и структуры вроде ФБК, издания The Insider, осуществляющих работу, непосредственно направленную на русскоязычных потребителей информации. Генерируемые в рамках данной «вертикали» провокации и фейки на следующих стадиях распространяются оплачиваемыми и идейными блогерами, а также ботами, и уже в качестве информационных вирусов впитываются широкой аудиторией.
В марте 2022 года в информационной войне против России по имеющимся оценкам участвовало до 30 тысяч блогеров, преимущественно, из нашей страны. Активные действия Роскомнадзора по противодействию распространению запрещенной информации (заблокировано более 85 тысяч единиц фейкового контента) существенно снизили потенциал антироссийской кампании. Как показывают данные опросов, до 90% россиян осознают, что против страны объявлена информационная война. В то же время, до ее полной остановки еще далеко. Так, продолжаются попытки подрыва информационной безопасности РФ через такие платформы, как Youtube и Википедия, сеть Telegram-каналов, а также внедрения ложного контента на отечественные платформы.
Враждебные иностранные структуры и сети осуществляют скоординированные атаки против России, с максимально русофобским содержанием с целью не только изолировать Россию информационно, но и максимально расчеловечить российских граждан (в этническом и культурно-цивилизационном отношениях) и всё, что с ними связано. Колоссальным потоком, какого не знала история, вбрасывается дезинформация относительно проводимой специальной военной операции, проводимой ВС РФ на территории Украины. Основными участниками информационной (информационно-психологической) войны против России являются украинские и западные структуры.
Основные центры информационно-психологических операции, находятся на территории Украины это ССО (Силы специальных операций Вооружённых сил Украины) данные центры тесно взаимодействуют с западными кураторами, это в основном США и страны входящие в блок НАТО. В ССО ВСУ входят центры информационно-психологических операций (ИПсО).
Центры ИПсО выполняют следующие задачи: Изучают общественно-политические настроение, оказывают влияние на них разными методами. Зоной ответственности центров это информационные пространства России и Белоруссии. Центры занимаются изучением общественного мнения и мониторингом СМИ в этих странах. Изучают информационно-управляющие структуры соседних государств, а также осуществляют поиск уязвимостей для дальнейшего использования. ЦИПсО регулярно устраивают операции, направленные на изменение общественных настроений в государствах-мишенях. Через каналы массовой информации, социальные сети, системы ботов и т.д. осуществляют вбросы выгодной информации, не достоверной или вовсе лживой. Ведут агитацию на всех доступных площадках с применением специальных инструментов. К примеру, в последнее время для распространения пропаганды активно используются рекламные сервисы. Силы и средства ЦИПсО задействуются в социальных сетях, паблик-чатах, общественных электронных площадках, информационных сайтах, через подставных лиц курируют работу СМИ.
Под контролем центров ИПсО находится большая часть украинских волонтерских информационных интернет-ресурсов (несколько тысяч) ‒, в том числе волонтерские сообщества Inform Napalm (informnapalm.org), «Миротворець» (psb4ukr.org), «Информационное сопротивление» (sprotyv.info), а также формально коммерческие сайты (seebreeze.org.ua, petrimazepa.com, podvodka.info, metelyk.org, mfaua.org, burkonews.info, euromaidanpress.com, peopleproject.com и прочие), которые используют в качестве инфраструктуры для проведения информационных акций и апробирования технологий «социальной инженерии». При этом неоднократно отмечалось, что именно кадровые офицеры центров ИПсО зачастую выступали под псевдонимами «волонтеров» и вымышленных блогеров.
Помимо разведывательно-подрывной деятельности и контрразведывательных мероприятий, ими проводятся пропагандистские информационные кампании в телекоммуникационных сетях и интернет-пространстве, а также совместно с СБУ координируется деятельность украинских патриотических хакерских групп, волонтерских информационных сообществ и Интернет-ресурсов. Общая численность личного состава центров ИПсО отдельными исследователями оценивается на уровне 500–550 человек, а по альтернативным данным может составлять более тысячи человек. Типовая структура центров ИПсО ВС Украины включает в себя аналитический отдел, отдел наблюдения и специальных действий с группой информационного обеспечения, отделение печатной пропаганды и отделение информационно-телекоммуникационных технологий.
Во время информационных акций по антигосударственной и сепаратистской пропаганде против России, проводимых центрами ЦИПсО во взаимодействии с различными структурами информационно-психологических операций США и НАТО, фиксируется наличие их налаженного взаимодействия с российскими оппозиционными политиками и информационными Интернет-ресурсами. В свою очередь, белорусский интернет-проект «Военно-политическое обозрение» также отмечал непосредственную причастность украинских ЦИПсО и координируемых ими пропагандистских Интернет-проектов к подрывной пропаганде, поддержке и координации несанкционированных протестных акций, как в Беларуси, так и в России.
Большое внимание в работе центров уделяется выявлению среди населения регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов РФ сепаратистских тенденций.
Информационная война, ведущаяся западными пропагандистами, имеет главной целью подорвать доверие к Владимиру Путину и действиям российских вооруженных сил. Но результатов, несмотря на огромные вложения (до 5 млн. долларов на продвижение контента ежедневно), не достигает - рейтинг Президента растет.
Масштабы развернутой информационной войны против России впечатляют, атака идет по всем фронтам. Это не только распространение фейков, это и кибератаки, и взлом различных порталов, это и продвижение определенной информации в поисковых системах, в различных энциклопедиях. То есть это такой достаточно широкий спектр действий, который был осуществлен против нашей страны и против российских граждан, как проживающих здесь у нас в России, так и в других странах мира.
На данный момент почти 10,5 миллионов фейков о России, о спецоперации, о россиянах распространено по всему миру. Не только на пространстве социальных сетей, но и в средствах массовой информации, в первую очередь в западных средствах массовой информации. На эту работу уже потрачено более 2,5 миллиарда долларов.
Первые недели спецоперации показали, что против нас данная агрессия готовилась заблаговременно, создавались «инфобомбы» как раз на такой случай. Бросив вызов коллективному агрессору (а против нас выступил весь Запад и его сателлиты), Россия оказалась под чудовищным натиском фейков, вбросов, информационных атак и операций. Противник поднял интенсивность информационной агрессии до невиданных прежде значений. Все то, что мы видели в прошлые годы, меркнет по сравнению с этой волной ненависти и лжи. И, следует признать, в ряде аспектов мы оказались слабо готовы к отражению столь мощной и скоординированной серии атак, не прекращающейся ни на минуту. Лишь на третий-четвертый день борьба в информационном поле (инфополе) усилилась и стала направленной как на его внутрироссийскую часть, так и на внешнюю, в частности на весь русскоязычный сегмент Интернета, особенно на территории Украины. Целая армия идейных добровольцев (энтузиастов) в Telegram’е и других мессенджерах и соцсетях стали активно распространять пророссийский нарратив. Содержание их контента можно разбить на несколько основных частей:
1) новостная (собственно информационная) составляющая;
2) антифейковая и контрдезинформационная составляющая;
3) пропаганда и контрпропаганда;
4) аналитическая составляющая.
Часть из этих ресурсов в той или иной степени взаимодействует с некоторыми ведомствами России, другие работают на идейно-добровольческих началах. Работа в информационной сфере ведется и отечественными спецслужбами и СМИ. Однако следует признать, что вся эта деятельность нуждается в координации для усиления информационной мощи России.
Тотальная агрессия НАТО показала, что нам требуется качественный и количественный переход на новый уровень в деле отражения агрессии в информационно-психологической сфере.
Помимо наращивания контрпропагандистской информационной работы, целесообразно разорвать цепочки финансирования, через которые деньги американских налогоплательщиков и доноров НКО используются для вербовки информационных диверсантов внутри России. Более существенные меры контроля над банковскими переводами и рынком криптовалюты в этих условиях позволят подорвать деструктивный потенциал западной информационной стратегии, оставить ее инициаторов без «виртуальной пехоты». С учетом опасности, исходящей от действий вышеупомянутых сил, комплекс соответствующих мер должен быть эквивалентен шагам, предпринимавшимся в 2000-е годы в сфере противодействия финансированию терроризма. Признать НКО и блогеров получающих денежные средства от западных доноров пособниками терроризма или предателями родины коллаборационистами.
Как защититься от фейков?
Самый базовый уровень: стоит несколько раз подумать, прежде чем делать репост каких-либо материалов. Помните, что если вы переопубликовали что-то в своей ленте, то вы тоже берете ответственность за распространение этой информации. У каждого человека есть "френды", чьи профили представляют из себя ленты чужих новостей. Не уподобляйтесь им, выкладывайте собственный контент. Если вы столкнулись с какой-либо сомнительной новостью, помните про информационную грамотность:
• Всегда смотрите на источник. Запоминайте источники новостей, которым можно и которым нельзя верить.
• Обращайте внимание на того, кто репостнул эту новость. Во "френдах" у вас могут быть как настоящие друзья, так и абсолютно незнакомые люди, от которых может идти непроверенная информация.
• Даже если это ваш друг, убедитесь в том, что он компетентен в том, о чем пишет (сам был очевидцем события, является экспертом в этой области и т.д.). Если тема не имеет к нему непосредственного отношения, см. пункт 1 — изучайте первоисточник.