Возрождение Тырныауза – как это будет
В Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года включено строительство железнодорожной линии Солдатская – Тырныауз протяженностью 95 км. Оно запланировано на 2016–2030 годы. Данное строительство включено также в Стратегию развития СКФО до 2025 года.
Дорога позволит возобновить разработку Тырныаузского месторождения вольфрама и молибдена, обеспечить освоение месторождений нерудных полезных ископаемых бассейна реки Баксан, организовать грузовое и пассажирское транспортное обслуживание туристского комплекса «Приэльбрусье». Проект затрагивает территории трех муниципальных районов Кабардино-Балкарии.
По оценкам специалистов, при наличии железнодорожной инфраструктуры на территории Прохладненского, Баксанского и Эльбрусского районов и при возведении заводов по производству строительных материалов ежегодный грузопоток составит более 8 млн. кубометров, или 14,2 млн. тонны грузов, в том числе:
- 6 млн. тонн гранитного щебня Эльджуртинского месторождения гранитов;
- 5,4 млн. тонны роговикового щебня вскрышных пород Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината, расположенных в Мукуланских балках (г. Тырныауз);
- 1,4 млн. тонны вулканического пепла Заюковского и Куркужинского месторождений, расположенных в Баксанском районе;
- 1,4 млн. тонны песка Альтудского месторождения Прохладненского района.
Организация этих проектов позволит создать около 8 тысяч новых рабочих мест, а в период строительства будет задействовано более 2 тысяч рабочих из 14 населенных пунктов, в границах которых будет прокладываться дорога.
Загруженность железнодорожной транспортной системы предполагается обеспечить за счет восстановления разработки крупнейшего Тырныаузского месторождения вольфрама и молибдена, запасы которого, по оценке института «Гипроникель», могут обеспечить потребность экономики Российской Федерации в соответствующих металлах более чем на 25 лет.
Также железная дорога будет загружена за счет строительства следующих новых объектов по производству строительных материалов:
- завод по производству гранитного щебня в Тырныаузе;
- два завода по производству щебня из горной породы в Тырныаузе;
- завод по производству фарфоровых изделий в Тырныаузе;
- два завода по производству пепла и пемзы в Заюково;
- завод по производству цемента в Заюково;
- завод по производству кварцевого песка в Прохладном.
Реализация проекта весьма актуальна для трех муниципальных районов - в особенности для Эльбрусского, основная часть населения которого проживает в Тырныаузе.
Данный город в свое время был создан как шахтерский и был привязан к работе Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината, и в этой связи Тырныауз является городом с моноструктурной экономикой. С реализацией проекта население Тырныауза численностью 26 тысяч человек получит реальную возможность активной трудовой занятости.
При положительном исходе и реализации предлагаемого инвестиционного проекта ОАО «РЖД» получит возможность использовать для своих собственных нужд ценный строительный ресурс - более 8 млн. кубометров дефицитного высокопрочного гранитного щебня М 1900.
Строительство железной дороги значительно повысит налоговый потенциал и поступления в бюджеты всех уровней – федеральный, республиканский, местный. Тем самым будет снижена дотационность бюджета Кабардино-Балкарской Республики, повышен уровень доходов населения республики.
Вопрос о переносе реализации проекта на более ранний срок не рассматривался, и сроки не переносились.
Правительством КБР заинтересовано в проекте и ведет поиск инвесторов.
Окончательная стоимость строительства будет определена только после разработки предпроектного обоснования инвестиций, - сообщает пресс-служба Минтранса КБР.