Мнения Затерянный мир Сары-Талы

Затерянный мир Сары-Талы

На этой неделе группой энтузиастов из числа альпинистов и скалолазов республики впервые за 30 лет был совершен спуск в уникальную природную пещеру, считающуюся самой глубокой из обнаруженных в Кабардино-Балкарии.

Предыстория спуска в данную пещеру началась прошедшей весной, когда в Кабардино-Балкарии находилась группа исследователей Общероссийского научно-исследовательского объединения «Космопоиск», о работе которой сообщало РИА КБР.

Вместе со спелеологом Анатолием Шамраем,  возглавлявшим в советские годы спелеологическое движение республики, исследователи из «Космопоиска» осматривали район знаменитого урочища Сары-Тала, известного своими многочисленными пещерами, в том числе малоизученными.

Одним из уникальных природных памятников по своей глубине и красоте в республики является пещера «НСС-75», открытая и исследованная в 1976 году Анатолием Шамраем, но известная доселе очень узкому кругу любителей спелеологии, в которую с конца 80-х годов никто не спускался.

Экспедицией «Космопоиска» весной была предпринята попытка штурма подземелья, однако с 45-го метра шахта пещеры оказалась затоплена подземными водами, что тогда сильно удивило Анатолия Шамрая. И вот с наступлением холодов, но уже силами местных альпинистов и скалолазов была предпринята очередная попытка штурма «НСС-75», которая увенчалась успехом.

Мысль о втором штурме, с надеждой, что уровень воды к концу осени спадет, не давала мне покоя полгода, и вот, наконец, я собрал команду ребят с альпинистскими и скалолазными навыками и мы впервые за 30 лет стали гостями уникального природного памятника.

Пещера, как сифон, коленями уходила вниз, примерно на 40-м метре на очередной полке в стене мы обнаружили старые железные крючья, вбитые в стену, видимо, еще Анатолием Шамраем. Крючья на удивление оказались в идеальном состоянии, и мы с радостью использовали их как станцию для второй веревки.  В отвесной шахте было очень мокро, по стенам стекала вода, а сверху лил настоящий дождь.

Спустившись поочередно на дно колодца, на глубину 75 метров, мы обнаружили там разветвленную сеть лабиринтов, через которые с шумом протекала подземная река. Увиденная красота повергла нас в шок, трудно было подобрать слова, чтобы описать краски и рельеф, сформировавшиеся за многие тысячелетия без единого луча света.

Вода пронизывает все эти многочисленные лабиринты по всему массиву Сары-тала. В этих глубинах не ступала нога человека долгие годы или никогда, а грубо нарушенная светом налобных фонарей и громогласными разговорами атмосфера может нерадушно встретить непрошеных гостей внезапными обвалами и подъемом уровня воды.

Исследование пещер связано с большими трудностями, а иногда и с опасностью для жизни. Зато масса замечательных сюрпризов и ценных научных открытий ждет каждого, кто отважится  спуститься в неизвестность. Штурм пещеры дался не без трудностей и происшествий. Один из участников спуска повредил руку и не смог выбраться без посторонней помощи, другому на голову упал большой камень, разбив защитную каску. Однако все смогли благополучно выбраться, подняв на поверхность фото- и видеоматериалы, замеры лабиринтов пещеры и, конечно же, массу впечатлений.

Как живой организм, эти подземные миры меняют свой облик, и главный художник в этом деле –   вода.  Она, как скульптор, в карстовой природе создает причудливые лабиринты, прокладывая глубокие ходы.  Сравнив данные, полученные в 70–80-е годы с материалами, которые мы подняли на поверхность, Анатолий Шамрай с удивлением для себя констатировал изменение геометрии пещеры за три десятилетия.

Спелеология – интереснейшая наука на стыке спортивного туризма, альпинизма и скалолазания, изучающая тайны подземного мира, скрытого многие тысячи и миллионы лет в недрах земли, это отличная школа для подрастающего поколения, жизненная школа.

Район урочища Сары-Тала – это уникальная система природных карстовых пещер, кладезь для спелеологов, являющийся одним из немногих в стране, где на сравнительно небольшой территории находятся горизонтальные  одноуровневые и многоуровневые шахты, глубокие вертикальные колодцы с подземными  реками и озерами. Бровка обрыва, Омега-1, Омега -15, НСС -53, Метрополь, Суакан – вот лишь часть пещер, которые доступны практически круглогодично для исследований.

По Кабардино-Балкарии в советское время пролегало множество исследовательских маршрутов, существовали спелеологические организации, детские кружки, исследователи со всего Союза бывали в наших краях.

Cегодня республика находится на грани безвозвратной потери всего накопленного десятилетиями опыта предшествующих поколений и необходимо возрождать это научное направление, благо наш регион – это настоящий Клондайк для пытливых умов. Если в кризисные годы туризм и альпинизм в республике с горем пополам удалось спасти, то спелеология «встала» всерьез и надолго.

Ещё живы и дееспособны спелеологи старой советской закалки, которые могут передать знания и умения молодому поколению, однако передать их, увы, пока некому.

Будущей зимой после трехлетнего перерыва в республику вновь планирует приехать большая группа исследователей из московского спелеологического клуба для обучения молодых спелеологов, детального изучения района и первопрохождения маршрутов. Этот факт сам по себе говорит о том, что из года в год непрерывно наблюдается устойчивый рост к природному и историческому достоянию нашей республики. Вопрос в другом – чем республика может способствовать данной тенденции, кроме того, чтобы просто не мешать?

Тенгиз Мокаев, краевед, член Русского географического общества

© РИА «Кабардино-Балкария», 2015

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь