Мнения Валерий Апажев: «Образованность будет эффективной только вместе с нравственным воспитанием»

Валерий Апажев: «Образованность будет эффективной только вместе с нравственным воспитанием»

Как воспитать психически здорового ребенка, уберечь психику детей от информационных угроз, с какими проблемами и вызовами сталкиваются современные дети, чем это грозит нашему обществу и как помочь детям, оказавшимся в сложной психологической ситуации.  

На эти и другие вопросы корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» ответил заведующий психологической службой Дворца творчества детей и молодежи, психолог-суицидолог Валерий Апажев. Данное интервью стало своего рода продолжением статьи, опубликованной на РИА КБР в начале прошлого года, где детский психолог рассказал о современных вызовах, проблемах, с которыми столкнулось современное подрастающее поколение на фоне огромного и неконтролируемого потока агрессивной информации, которая оседает в детских умах и влияет на их хрупкую психику.

- Валерий Борисович, как вы оцениваете современное подрастающее поколение с психологической точки зрения?

- Мне бы хотелось отметить, что сегодняшнее молодое поколение уникально и качественно отличается от своих родителей. Современные дети очень умные, развитые, свободолюбивые, но, к сожалению, в большинстве случаев они обделены вниманием семьи и общества, если выразиться проще – в какой-то мере бесхозные. Так называемое поколение зумеров, родившихся начиная с двухтысячных годов, воспринимает мир иначе, чем мы, и имеют ряд психобиологических отличий от нас:
- у них активно работают оба полушария мозга, они впереди нас на 20 лет в развитии за счет гипердинамики и активности мозга, при этом им сложно сконцентрировать свое внимание на важных вещах соответственно возрасту;
- у современных детей интеллект проявляется с шести месяцев, их разум захватывает 100 % информации, а мозг обрабатывает лишь 50 %, все остальное оседает в голове в виде ментального мусора, который начинает управлять ребенком. Это может проявляться в агрессивном поведении, неадекватных действиях, тяге к вредным привычкам, стирании гендерных признаков, потребительском отношение к своим родителям. В некоторых запущенных случаях неконтролируемый объем информации, осевшей в голове у ребенка, может вызвать серьезную информационную интоксикацию, когда ребенок уже нуждается в срочной психологической помощи.

- С какими проблемами обращаются к вам люди и как вы помогаете с ними справиться?

- Прежде всего, хочется отметить, что мы не медицинское учреждение, а педагогическое, к нам обращаются не психически больные люди, а люди с социально-психологическими проблемами, задержкой психического развития, суицидальными наклонностями, информационной интоксикацией. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с неконтролируемым объемом информации, которую не выдерживает хрупкая детская психика.
Для Кабардино-Балкарии практическая психология - это достаточно новое явление. За более чем 20 лет своей психологической практики могу сказать, что раньше люди не понимали и не принимали психологию как средство решения проблем, ассоциируя ее с психиатрией, боялись, что если кто-нибудь узнает, что ты был у психолога – засмеют и будут судачить за спиной. При этом практическая психология, которой мы занимаемся относится к социологии и педагогике. За последние годы мировоззрение людей изменилось, молодые родители стали понимать важность и необходимость обращения к психологу за помощью, советами в вопросах воспитания детей, а так же в решении проблем.
Все взрослые люди должны понимать, что ребенок воспринимает и повторяет всю полученную информацию буквально как руководство к действиям. Поэтому родители и старшие с ранних лет должны помогать детям получать информацию, соответствующую возрасту ребенка. Важно понимать, что информация является пищей для мозга и она должна быть здоровой, сбалансированной и своевременной – также как и еда, которой кормят ребенка. В противном случае психологическое развитие ребенка может привести к катастрофе. Если ребенок, к примеру, десяти лет получает в ежедневном режиме информацию категории 16+ и 18+, с высокой долей вероятности он потеряет самоконтроль.
Одним из ярких тому проявлений, которые мы наблюдаем сейчас на улицах и в учебных заведениях, стало массовое распространение ненормативной лексики среди детей всех возрастов, некоторые из которых не просто употребляют матерные слова, а разговаривают на языке мата, даже не понимая смысла этих слов. Порой услышав, как матерится ребенок, делаешь ему замечание, призывая разговаривать красиво, а в ответ получаешь вопросительное выражение лица и непонимание, за что его поругали. Причиной такого поведения является подражание сверстникам, которые в личном общении, через социальные сети и молодежные сообщества пропагандируют подобный стиль общения как современный, продвинутый и абсолютно допустимый для свободного от стереотипов молодого человека. Это на самом деле серьезная проблема, о которой пока еще открыто не говорят, но которая сигнализирует нам, что нужно принимать срочные меры.
Изучив негативное влияние интернета на детскую психику, я бы выделил пять главных угроз для наших детей:
- разрушение традиционных институтов воспитания и преемственности поколений;
- деструктивное суицидальное поведение;
- пропаганда бойкотирования детьми традиционной школьной учебы как устаревшей, немодной и скучной;
- распространение наркотиков и других вредных привычек через интернет;
- распространение идей ЛГБТ сообщества.
Одним из проявлений психических проблем у современных детей стало стирание у них гендерных различий, которое проявляется в одежде, стиле общения и поведения, в жизнедеятельности. Многие современные подростки стремятся общаться на равных, проявляя максимальный индивидуализм. Иногда в городе встретишь подростка и не можешь понять – это мальчик или девочка, и понимаешь, что это совсем ненормально для нашего кавказского многонационального общества, являющегося носителем древней и красивой культуры, традиций. Нас учили и в нашей стране на законодательном уровне существует два пола - мужской и женский. Сейчас через социальные сети и сайты навязываются более ста различных гендерных признаков. Это преподносится как современный взгляд, свобода выбора, разрушение стереотипов и призыв прожить свою жизнь ярко и в свое удовольствие. Конечно же, это таит большие угрозы для хрупкой детской психики, и родители должны об этом знать.
Все эти угрозы, к большому сожалению, уже присутствуют в нашем обществе, и мы как практикующие психологи видим эту проблему и тенденцию к ухудшению ситуации.

- Почему равнодушие к чужим детям и чужим проблемам стали нормой для нашего общества?

- В традиционном обществе большую воспитательную роль и сдерживающий фактор всегда играло общественное мнение и общественное порицание. Практически любой взрослый человек, родившийся в советские годы, расскажет историю, как в детстве очень боялся, что кто-нибудь из старших пожалуется родителям на его поведение, или не дай бог вызовут в школу из-за плохого поведения. Замечания старших были прямым руководством к действиям, даже если ты считаешь, что старшие неправы – не было принято спорить с ними, доказывать свою правоту и уж тем более нахамить в ответ.
Контроль, призыв к совести, традициям перестал работать по причине изменения общественных устоев, законодательства, а индивидуализм практически во всем пришел на смену коллективизму. Наверное, обществу так стало удобней и комфортней жить, когда люди считают, что никто не вправе указывать их детям как себя вести, а другие – что неподобающее поведение чужих детей их не касается.
До определенного возраста, примерно лет до 12–13 дети еще восприимчивы к призывам и замечаниям старших. Если бы взрослые, видя деструктивное поведение детей не проходили мимо, а разговаривали с ними, объясняли нельзя выражаться матом, выбрасывать мусор, нужно уступать место старшим и людям ограниченным в возможностях и пр. – воспитательный и профилактический эффект общества на наших детей был бы гораздо лучше. Снятие с себя социальной ответственности стало нормой нашей жизни и это идет по цепочке: в семье, учебном заведении, на улице.

- Как воспитать детей психически здоровыми в современных реалиях?

- Воспитание детей – это длительный процесс, который дается сложно как в семьях со светскими и современными представлениями, так и в семьях с традиционными взглядами на воспитание детей в духе традиций и религии. Часто приходится слышать от родителей, которые очень переживают за сохранение их детьми традиционных кавказских ценностей, что методы и привычки в воспитании, которые им известны от своих родителей, не работают на их детях. Дело в том, что за пределами дома и семьи ребенок видит совершенно иную картину, где много свободы и вседозволенности, непомерного потребления материальных благ со стороны сверстников. Очень сложно объяснить ребенку, почему дома в семье у него многие вещи под запретом или строгим контролем, а у сверстников всё по-другому. Но это не повод пустить воспитание ребенка на самотек, нужно стараться воспитывать его в ногу со временем, сохраняя фундаментальные многовековые традиции и ценности, которые нам достались от предков.
Мы сами виноваты в том, что современные дети стали вести себя неподобающим, на наш взгляд, образом. Мы мало контролируем получаемую ими информацию, не убеждаемся, в какой компании сверстников они проводят время, считая главной своей задачей достойно их одевать, кормить, удовлетворять потребности, дать хорошее образование, а вопросы воспитания естественным образом отходят на вторй план либо по умолчанию перекладываются на школу, спортивную секцию, учителей, тренеров и других людей, которые работают с нашими детьми.
Многие родители, желая своим детям светлого будущего, основной упор делают на их образовании, стараясь подготовить ребенка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ для дальнейшей учебы, трудоустройства, карьерного и материального роста. При этом у них не хватает времени заниматься воспитанием своего ребенка, разговаривать с ним по душам, проводить время в неформальной обстановке. Сейчас по статистике родители проводят с детьми всего два часа в неделю, все остальное время ребенок находится вне дома, или дома, но наедине с телефоном, предоставлен сам себе. Воспитательная часть как бы автоматически перекладывается на школу, но школа не заменит ребенку тепла и доброты родительской заботы. Люди не понимают, что образованность будет эффективной только вместе с нравственным воспитанием, которое поможет их ребенку в будущем стать хорошим человеком, достойным сыном своей семьи, Отечества, творить и созидать, а не только жить ради себя любимого в погоне за материализацией своих знаний.

- Как вы охарактеризуете роль школы в воспитании современных детей, а также работу детских психологов?

- Я убежден, что школа – это главный бастион в образовании и воспитании наших детей, которая несмотря на все сложности и потрясения последних десятилетий, низкий уровень оплаты труда и высокие требования к работе продолжает противостоять разрушительной информационной волне и открытой информационной войне, объявленной нашей стране за умы детей. Именно в школьные годы дети становятся подростками, выходят во взрослую жизнь, а все негативные психологические проявления, трудности переходного возраста и многие сложности ложатся именно на учителей. Если современная школьная система образования и педагоги выстоят в это непростое время – мы сохраним психически здоровую молодежь.
Также с началом специальной военной операции России на Украине большой угрозой для наших детей стали различные радикальные силы и психопаты, которые через социальные сети распространяют невероятное количество фейковой, опасной информации, деструктивного или я бы даже сказал деградированного поведения, жестокости. Через интернет и СМИ ведется целенаправленное уничтожение системы образования и воспитания, расшатывание социальных институтов, растление молодежи. Последствия доступности информации не по возрасту для детей могут быть крайне печальными. Ежедневно к нам в психологическую службу приводят детей, имеющих панические страхи, которые проявляются в боязни звуков, темных помещений, агрессии к родителям, равнодушию к учебе, внешнему виду и гигиене, потере гендерной ориентации. Это напрямую связано с переизбытком информации, полученной из интернета. Некоторые сообщества через интернет призывают к деструктивному поведению, обещают вознаграждение за хулиганские асоциальные действия простив семьи, общества и государства, формируют дробное, или клипное восприятие. Сейчас родителям и педагогам нужно быть особенно внимательными к контролю за информацией.
К большому сожалению, в Кабардино-Балкарии отсутствует государственный психологический центр. Лишь при Дворце творчества детей и молодежи работает единственная психологическая служба, которая состоит из пяти человек. Содействие также оказывает кабинет экстренной психологической помощи в детском досуговом центре «Сафийя», где работают семь психологов. За прошлый год к нам за психологической помощью обратилось более 1300 человек, в этом году уже более 750. Лично ко мне на прием в месяц хотят попасть более 120 человек, растет количество сложных и запущенных случаев.
При школах и образовательных учреждениях есть штатные психологи, но уровень подготовки многих из них довольно низкий, да и ресурсов для эффективной работы с детьми недостаточно. Считаю, что нашей республике нужна сильная психологическая служба и координационный совет психологов и я очень надеюсь, что власти услышат нас.

- Что бы вы рекомендовали родителям?

- На самом деле наши рекомендации к родителям очень просты и жизненны одновременно:
- проводите хотя бы один час времени со своими детьми в неформальной непринужденной обстановке, разговаривайте с ними, шутите, выслушивайте, располагайте к себе, признавайте в них личность;
- мотивируйте детей к ежедневному чтению бумажных книг;
- мотивируйте заниматься спортом, или хотя бы гулять не менее 5000 шагов в день;
- не давайте долгое время сидеть с телефонами или у компьютера, используйте приложения родительского контроля у детей и подростков, чтобы оградить их от информации 18+;
- не приучайте детей к тому что все материальные блага даются просто так и когда им этого захочется, пусть они учатся понимать, что родители ходят на работу, трудятся, прикладывает усилия для благополучной жизни ребенка и это нужно ценить, а блага заслуживать хорошим поведением, и послушанием;
- следите, чтобы дети вовремя ложились спать и имели режим дня;
- обязательно давайте детям задания по дому согласно их гендеров.
Нужно всегда помнить, что плохих детей не бывает, бывают плохие воспитатели, и что наша молодежь в большей массе хорошая, красивая и достойная. Мне хочется верить, что со временем мы перестроимся в условиях современных реалиев и выработаем национальные методы воспитания детей, сохранив все лучшее, что нам досталось от старших, и двигаясь при этом в ногу со временем.


Тенгиз Мокаев, корреспондент РИА "КБР"

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь