Политика Константин Храмов: «Кабардино-Балкария по ряду основных показателей отстает от других регионов»

Константин Храмов: «Кабардино-Балкария по ряду основных показателей отстает от других регионов»

24 января, как сообщало РИА КБР, в республике с рабочей поездкой побывал министр регионального развития России  Игорь Слюняев. Сегодня пресс-служба главы и правительства республики распространила текст выступления на этой встрече председателя правительства КБР К. Храмова. Приводим его полностью. 

Сравнительный анализ  показал, что Кабардино-Балкария по ряду основных показателей отстает от других регионов РФ

В соответствии с  оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляемой Министерством регионального развития Российской Федерации за 2012 год, Кабардино-Балкарская Республика по сводному индексу находится на 66 месте из 83 регионов. При этом в последние годы наблюдается отрицательная динамика. Так, в 2010 году КБР  заняла 20 место, в 2011 году - 41 место, а в  2012 году уже 66-е.

Данная отрицательная динамика обусловлена соответственно отрицательной динамикой по ряду показателей, по которым республика занимает последние места среди субъектов Российской Федерации. Например: по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - 83 место, в том числе  78 место по уровню и 82 по динамике (данный объем составил в 2012 году 12,7 тыс. рублей на душу населения, что гораздо ниже среднероссийского уровня (44,6 тыс. рублей), увеличившись за три года лишь на 11,7%); по реальным располагаемым денежным доходам - 80 место, в том числе 75 место по уровню и 70 место по динамике (реальные денежные доходы за  3 года выросли на 2,6% (по России – на 11,1%) и составили 149,9 тыс. рублей на душу населения, что в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня); по инвестициям в основной капитал за исключением бюджетных средств на душу населения - 63 место, в том числе 79 место по уровню и 54 по динамике (подушевые объемы инвестиций за 3 года выросли на 43,9% (по России – на 62,9%) и составили 24 тыс. рублей на душу населения, что более чем в 3 раза ниже среднероссийского уровня); по уровню безработицы – 50 место, в том числе 76 по уровню объемного показателя (уровень безработицы составляет 8,9%, что на 3,4 процентных пункта выше среднероссийского уровня).

По  критерию оценки отношения населения к деятельности руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации республика занимает 80 место

По оценке населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации регион находится на 58 месте, при этом по оценке отношения населения к деятельности руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации, республика занимает 80 место.

По результатам мониторинга социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации, проводимого Министерством регионального развития Российской Федерации, по сводному индексу социально-экономического развития за 11 месяцев 2013 года республика находится на 80 месте. При этом, по данным Минрегиона России, за последние три года ситуация ухудшалась: 2010 год – 31 место, 2011 год -72 место, 2012 год – 76 место и с начала 2013 года – 80 место.

Опять же по составляющим данного индекса республика занимает последние места: инвестиционная привлекательность - 80 место, доходы и занятость населения – 80 место, бюджетная система -70 место, реальный сектор экономики – 67 место.

По заключению Минрегиона России, республика характеризуется низким уровнем экономического развития, и в 2013 году значения большинства макроэкономических показателей были хуже среднероссийского уровня.

Валовой региональный продукт в расчете на душу населения в 2012 году составил 110,7 тыс. рублей, что почти в 4 раза ниже среднероссийского (436,8 тыс. рублей), в 2005 году данный разрыв составлял 2,9 раза.

С начала 2013 года произошло снижение индекса промышленного производства до 91,7%, и КБР вошла в четверку лидеров по снижению промышленного производства среди субъектов Российской Федерации.

По показателю «инвестиции в основной капитал» в расчете на душу населения за 2005-2012 годы отмечается рост в 4,5 раза (с 6,5 тыс. рублей в 2005 году до 29,7 тыс. рублей в 2012 году). Значение данного показателя почти в 3 раза ниже среднероссийского, который составляет 87,7 тыс. рублей. Кроме того, с начала 2013 года наблюдается снижение инвестиций в основной капитал почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и республика входит в четверку лидеров по снижению данного показателя. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения за 9 месяцев 2013 года в КБР составили чуть больше 10 тыс. рублей, это самый низкий показатель среди субъектов Российской Федерации, то есть 83 место.

В сфере жилищного строительства за период с 2005 по 2012 годы введено в действие около 2 млн. кв. метров жилья. В 2013 году в республике введено жилья на 1,7% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (по России – рост на 13,3%). При этом ввод жилья на одного жителя в КБР в 2012 году был ниже среднероссийского значения на 27,9 % и составил 0,328 кв. м. на душу населения (по России – 0,455 кв. м.).

По объему строительных работ на душу населения Кабардино-Балкария занимает предпоследнее 82 место. Объем работ, выполненных по ВЭД «Строительство», на душу населения за 11 месяцев 2013 года составил 6,9 тыс. рублей при среднероссийском значении 35,7 тыс. рублей.

В социальной сфере Кабардино-Балкарской Республики наблюдается нестабильная ситуация.

В настоящее время уровень общей безработицы по республике оценивается в 40 тыс. человек, что составляет 9,8 % экономически активного населения республики. Численность официально зарегистрированных безработных (состоящих на учете в службе занятости) в ноябре текущего года составила 8,4 тыс. человек, или 2,2 % экономически активного населения, что выше среднероссийского значения в 2 раза (1,1%).

По данным баланса трудовых ресурсов, число граждан трудоспособного возраста, незанятых в экономике, составило на начало 2013 года более 200 тыс. человек, или 39% трудоспособного населения.

Значительная часть экономически активного населения вынуждена выезжать в поисках работы за пределы республики. За 2005-2012 годы отрицательное сальдо миграции составило 43,9 тыс. человек

Низкий уровень занятости населения является одной из наиболее острых социальных проблем республики, как и вопрос погашения просроченной задолженности по заработной плате. Несмотря на снижение задолженности в 2013 году в 3,4 раза (13,9 млн. рублей) по сравнению с прошлым годом, данный показатель в расчете на одного работника (103,2 рубля) превышает среднероссийский уровень (66 рублей) почти в 2 раза.

Реальные располагаемые денежные доходы населения за три года выросли на 2,6 % (по России - на 11,1 %) и составили 149,9 тыс. рублей на душу населения, что в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня.

Общая задолженность потребителей газа (и юридических и физических лиц) составляет 5,2 млрд. рублей, из них население – 2,9 млрд. рублей, бюджетные организации -19,73 млн. рублей, предприятия коммунального комплекса -1,99 млрд. рублей.

Общая задолженность потребителей электрической энергии (юридические и физические лица) составляет 1309 млн. рублей.

Выше изложенная динамика основных показателей социально-экономического развития свидетельствует о наличии проблем в экономике:

- нехватка инвестиционных ресурсов для развития производственной деятельности,

- низкая бюджетная обеспеченность на душу населения;

- неконкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции;

- высокие уровни задолженностей в бюджеты всех уровней по налогам и сборам и во внебюджетные фонды по периодам прошлых лет;

- импортизация внутреннего рынка, резкое усиление экспансии зарубежных стран, в том числе Китая и других стран азиатского региона, на мировых рынках (рынок вольфрама и продукции легкой промышленности).

Основной проблемой пищевой отрасли промышленности является значительное снижение производства алкогольной продукции.

На предприятиях промышленности строительных материалов существует проблема низкой загруженности мощностей, обусловленная отсутствием заказов на выпускаемую продукцию. В целях  наращивания объема выпуска продукции необходимо увеличить строительство объектов, в том числе жилья, с применением строительных материалов, производимых в республике.

Основной проблемой коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики является изношенность водопроводных и канализационных сетей. Из общей протяженности сетей нуждается в замене: водопроводные – свыше 56 %, канализационные - свыше 40%. В целом по республике на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения необходимо свыше 7 млрд. рублей.

К основным проблемам сельского хозяйства можно отнести значительный износ сельскохозяйственной техники; неустойчивое финансовое положение многих предприятий; неурегулированность земельных отношений.

Снижение дотационности происходило не за счет опережающего роста собственных доходов (как должно быть), а за счет сокращения привлекаемых средств из федерального бюджета

В настоящее время 50 % автомобильных дорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по причине недоремонта предыдущих лет. При 100% финансировании ежегодных программ дорожных работ указанную проблему можно будет решить только в течение десяти лет.

Кабардино-Балкарская Республика является дотационным регионом. За период с 2005 по 2012 год уровень дотационности снизился приблизительно с 65 % до 50 %. Но при этом по расходам бюджета на душу населения Кабардино-Балкарская Республика в последние годы занимала и занимает 82 позицию среди 83 субъектов Российской Федерации. Это говорит о том, что снижение дотационности происходило не за счет опережающего роста собственных доходов (как должно быть), а за счет сокращения привлекаемых средств из федерального бюджета.

В настоящее время Кабардино-Балкарская Республика находится в сложной социально-экономической ситуации, но мы поставили перед собой цель улучшить ее экономическое положение ускоренными темпами, что позволит в кратчайшие сроки сократить разрыв от среднероссийских показателей и повысить уровень жизни населения республики.

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь