Политика 12 декабря - День Конституции Российской Федерации

12 декабря - День Конституции Российской Федерации

В этот памятный для истории России день, 12 декабря, 27 лет назад всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации, которая окончательно утвердила новый политический строй и определила государственное устройство нашей страны.

О значимости этого события для становления российского государства в новейшей истории много сказано. Если сегодня говорить о Конституции Российской Федерации, то, наверное, в контексте внесенных в нее Законом о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" изменений, одобренных 1 июля 2020 года в ходе общероссийского голосования.

В этой же связи хотелось бы напомнить, что поправки в Конституцию страны были предложены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года.

Глава государства в своем Послании согласился с теми, кто говорил, что Конституция была принята более четверти века назад в условиях тяжелого внутриполитического кризиса и положение дел с тех пор кардинально изменилось. Но, оставаясь противником принятия новой Конституции и придерживаясь взгляда о том, что потенциал действующей Конституции не исчерпан, а заложенный в ней фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека еще многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества, Президент страны предложил ряд поправок в нее.

Обозначая свою позицию, он, в частности, отметил, что Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Суверенитет нашего

народа должен быть безусловным, и на конституционном уровне предложил закрепить обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны.

Следующая задача - обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека, причем на всей территории страны.

Далее отметил необходимость закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами.

Особое внимание уделено необходимости в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны исполнения социальных обязательств государства.

Предложено кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне в рамках работы Государственного Совета Российской Федерации, закрепив в Конституции его особый статус.

Обозначена роль и ответственность Федерального Собрания в формировании и деятельности федерального Правительства, назначении руководителей силового блока.

И, наконец, обозначена ключевая роль в обеспечении законности и прав граждан судебной системы, а именно Конституционного и Верховного судов.

1 июля 2020 года завершилось всероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации, которые были поддержаны большинством проголосовавших.

В соответствии с изданным Президентом Российской Федерации Указом поправки, (а их насчитывается 206), вступили в силу с 4 июля 2020 года.

Что изменилось, если вкратце:

Ограничена возможность занимать должность Президента Российской Федерации в принципе более двух сроков, ужесточены требования к кандидату в Президенты.

В новой редакции должность Президента вправе замещать человек, который прожил в России не менее 25 лет и не имеет иностранного гражданства.

Уточнены отдельные полномочия Президента. Так, Президент вправе уволить премьер-министра без отставки Правительства. Ранее отставка премьера означала отставку всего Правительства.

Президенту предоставлено право не распускать Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в случае трехкратного отклонения депутатами кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, тогда как ранее Президент обязан был распустить Госдуму.

Поправки обязали Президента поддерживать мир и согласие в государстве.

Конституция дополнена положениями о неприкосновенности Президента после отставки.

Поправками введено понятие единой публичной власти, в которую входят Президент России, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственный совет Российской Федерации, образованный Указом от 1 сентября 2000 № 1602, стал конституционным органом, деятельность которого теперь подлежит урегулированию отдельным федеральным законом.

Касательно Федерального Собрания Российской Федерации следует отметить, что в Конституцию введено новое понятие - сенатор. Соответственно, ряд поправок носит чисто технический характер - в тексте Конституции слова "член Совета Федерации" заменяются словами "сенатор Российской Федерации". Например, Президент приносит присягу не в присутствии членов Совета Федерации, а в присутствии сенаторов.

Пожизненными сенаторами разрешено быть бывшим Президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной.

Ужесточены требования к сенаторам: им можно стать после 30 лет, если нет иностранного гражданства и вкладов за границей, установлен срок для замещения этой должности сенатором - шесть лет, введена их неприкосновенность.

Одновременно ужесточены требования к депутатам Госдумы: избираться вправе человек, постоянно проживающий в России, без иностранного гражданства и без вкладов за границей.

В новой редакции Конституции установлен запрет одновременного участия в обеих палатах Федерального Собрания, то есть одновременно быть депутатом Госдумы и сенатором Российской Федерации.

Расширены полномочия сенаторов, которые вправе лишать бывшего Президента неприкосновенности, они же должны назначать Председателя Конституционного суда и согласовывать руководителей силовых ведомств, вправе направлять парламентские запросы руководителям любых государственных структур.

Также расширены полномочия и депутатов Госдумы, которые вправе, например, выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности.

Одновременно с этим ужесточены требования к исполнительной власти, а именно к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов. Теперь занимать эти должности вправе человек после 30 лет, без иностранного гражданства и без вкладов за границей.

Изменились правила по вступлению в должность Председателя федерального Правительства - утверждать премьера будет Госдума, тогда как ранее Председателя Правительства назначал Президент с согласия Госдумы.

Также утверждению Государственной Думой подлежат кандидаты на должности заместителей премьера и федеральных министров, после чего Президент назначает их на должность. Одновременно Президенту предоставлено право распустить Госдуму, если три раза депутаты отклонят кандидатуры эти должности.

Введена персональная ответственность премьера перед Президентом.

Уточнены обязанности Правительства Российской Федерации, которое, к примеру, должно защищать семью и инвалидов, развивать промышленность и предпринимательство, поддерживать волонтеров и иные обязанности.

Ужесточены требования к руководителям федеральных государственных органов и субъектов Российской Федерации. По общему правилу, замещать эти

должности вправе гражданин Российской Федерации после 30 лет, без иностранного гражданства, без вкладов за границей.

Новации коснулись и судебной системы. Судопроизводство дополнено арбитражным наряду с конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством. В качестве новации следует отметить, что теперь в Конституции перечислены суды, составляющие судебную систему страны.

Как и в отношении чиновников, поправками предусмотрено ужесточение требований к судьям - они не должны иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.

С изменением состава Конституционного суда Российской Федерации - уменьшением их числа с 19 до 11 судей,- Конституцией установлены дополнительные обязанности для Конституционного суда, который, например, должен проверять конституционность законов по запросу.

В то же время сенаторам Российской Федерации предоставлено право увольнять судей Конституционного и Верховного судов. Президент вправе предложить сенаторам отстранить от должности судей Конституционного и Верховного судов за поступки, порочащие честь и достоинство судьи.

В качестве другой новации следует отметить положения, в соответствии с которыми Президент России вправе обратиться в Конституционный суд Российской Федерации до того, как подпишет федеральный закон, который одобрила Государственная Дума. Если Конституционный суд не подтвердит конституционность такого федерального закона, то Президент возвращает его в парламент.

Изменения коснулись и системы прокуратуры Российской Федерации. Так, конституционно закреплены основные понятия, взятые из Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", дано определение прокуратуры и условия назначения на должности прокуроров. Введено правило, по которому Президент Российской Федерации назначает Генерального прокурора Российской Федерации и региональных прокуроров после консультации с сенаторами. Раньше назначали сенаторы по представлению Президента России.

Касаясь муниципальной власти, не могу не отметить, что теперь органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

При этом органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, которые будут установлены федеральным законодательством.

Отдельно отражена обязанность местного самоуправления по обеспечению населения медицинской помощью.

Какие запреты введены для высшего чиновничества? Здесь ограничения касаются Президента, министров, членов Правительства, сенаторов, депутатов Госдумы, любых судей и прокуроров, высших должностных лиц регионов; Уполномоченного по правам человека, руководителей федеральных госорганов, которым запрещено иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, позволяющий проживать в другой стране, владеть вкладами за границей, хранить ценности в зарубежных банках. Почти для всех запрет действовал и раньше, но сейчас его закрепили в Конституции.

Новые положения Конституции Российской Федерации касаемо территорий в России предусматривают возможность создания федеральных территорий, которые не будут входить в состав других регионов. Пока нет разъяснений о том, как будут формироваться такие территории, но, как представляется, этот вопрос будет детально урегулирован федеральным законодательством.

Следует отметить установленный Конституцией запрет на действия, направленные на то, чтобы изменить границы России.

Целый блок составляют поправки, посвященные социальным гарантиям и экономическому росту.

Теперь в Конституции нашли отражение гарантии по оплате труда не менее прожиточного минимума, индексации пенсии не реже одного раза в год, обязательного социального страхования и индексации социальных выплат.

По вступлении в силу поправок в Конституцию Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации начата кропотливая работа по приведению федерального и регионального законодательства в соответствие с Конституцией и развитие ее новых положений.

Такая работа в части Конституции Кабардино-Балкарской Республики и республиканского законодательства проводится Парламентом Кабардино-Балкарской Республики с тесном взаимодействии с исполнительными органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, общественными организациями, научным потенциалом республики, правоохранительными и судебными органами.

В этих целях по инициативе председателя Парламента КБР Т.Б. Егоровой при Парламенте республики создана и действует специальная рабочая группа в составе депутатов и представителей названных ведомств.

С приведением республиканского законодательства в соответствие с новыми положениями Конституции Российской Федерации и изменениями федерального законодательства перед депутатами Парламента республики ставится задача по осуществлению депутатского контроля за ходом и результатами исполнения принятых законов Кабардино-Балкарской Республики.

Б. Мальбахов, председатель Комитета Парламента КБР по законодательству и вопросам местного самоуправления.

Поделиться новостью

Информация

Информация оперативного штаба КБР Национальные проекты Национальный террористический проект