Общество Второй день форума ВРНС: вопросы просвещения

Второй день форума ВРНС: вопросы просвещения

Второй, итоговый, день работы III Ставропольского форума Всемирного русского народного собора начался с заседаний сразу шести круглых столов. Три из них прошли на площадках Северокавказского федерального университета. 

Круглый стол «Русский» и «российский» проекты: поиск национальной идентичности» провели главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев и старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. Круглый стол собрал ведущих учёных – историков, филологов, юристов, а также богословов, священников, журналистов и общественных деятелей со всей России.

Открыл заседание Валерий Фадеев, назвав отличительной чертой русского народа кротость, что многими ошибочно понимается как слабость, однако при этом следует понимать, что такой феномен как «русская культура» удерживает и поддерживает огромное пространство, что никак не является показателем слабости. А Николай Силантьев отметил, что, по его мнению, те различия, которые, как принято считать, есть между этносами Российской Федерации, на самом деле не так велики, и что на самом деле Россия – единственный пример именно национального культурного ориентирования.

Доцент кафедры социальной философии и этнологии СКФУ Борис Аксюмов говорил, в частности, о положительных сторонах стратегии формирования цивилизационной идентичности и о социокультурном единстве России. По мнению Бориса Владимировича, общероссийская идентичность может формироваться только у юных поколений, и именно на базе этого компонента стоит начинать работу с детьми и подростками, а после «надстраивать» этническую идентичность. Кроме того необходимо направлять социокультурную интеграцию, которая отнюдь не должна стать ассимиляцией.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл напомнил всем собравшимся, что Русская православная церковь вместе со всеми верующими людьми в первую очередь принадлежит Вселенской православной церкви, в которую входит всего 15 автокефальных церквей, и только в понимании этого следует соединять понятия «русское» и «российское».

Президент Открытого международного Университета «Диалог Цивилизаций» Фарах Сухейль Наим, считающий у себя «православным, живущим на Ближнем Востоке», назвал опыт российской цивилизации уникальным, при этом указав на два, по его мнению, основных фактора: положительный – огромное интеллектуальное богатство (экономическое, политическое и научное) и отрицательный – способность бросаться в крайности. Однако он подчеркнул, что все православные Ближнего Востока смотрят на Россию как на страну, которая спасёт христианство мира. Фарах Сухейль Наим считает также, что чем богаче научный потенциал России, чем стабильнее её экономика и разнообразнее культура, тем больше Россия является образцом для подражания для всех народов мира.

Тема национальной идентичности стала ключевой и для круглого стола «Большой Кавказ – пространство диалога и сотрудничества».

– Проблематика нашего круглого стола имеет огромнейшую общественно-политическую и научную значимость. Это подтверждают события последних дней. Наша встреча должна стать дискуссионной площадкой для обмена мнениями, научными наработками и своими взглядами на актуальные проблемы, – отметил один из ведущих круглого стола декан факультета истории, философии и искусств СКФУ Игорь Крючков.

В формате свободной дискуссии обсуждались такие вопросы, как определение идентичности, реформа национальной идентичности, роль народов Кавказа в укреплении самодостаточной позиции России на мировой арене, создание положительного образа Кавказа, этнокультурные диалоги конфликтов на Северном Кавказе и многое другое.

По мнению ученых-историков, основой национальной идеи является единство общества, определенные ценности и стиль жизни, отношение к исторической памяти.  Особую роль играет диалоговый характер отношений общества и государства. На Северном Кавказе в процессе идентификации этнический элемент занимает важное место и его игнорировать нельзя, поэтому восприятие государственно-гражданской идентичности жителями Кавказа в немалой степени зависит от качества региональной идентичности.

– Только нация, где государственная идентичность подпитывается общественной идентичностью, а гражданская идентичность не отчуждена от государства, имеет шансы на развитие, – отметила в своем выступлении профессор кафедры истории России СКФУ Тамара Булыгина.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Яна Амелина в своем выступлении затронула проблему идейной нищеты, в котором оказалось наше общество. Решить эту проблему можно, создавая новые ценности, которые стали бы импульсом к сплочению.

Общий вывод, к которому пришли участники круглого стола, призывает к акцентированию внимания общественности на межкультурном диалоге и сотрудничестве между народами, а не на конфликтах и тех факторах, которые разъединяют людей.

В завершении встречи было высказано пожелание по созданию в Ставрополе мощного научного центра, который бы занимался изучением кавказоведческой тематики. Площадкой для такого центра мог бы выступить Северокавказский федеральный университет.

«Русское учительство: традиции, современность и перспективы» стало темой еще одного круглого стола, прошедшего на базе СКФУ. Проблемы современного образования, с которыми сталкиваются сегодня педагоги, в ходе встречи обсудили преподаватели вузов и учителя школ не только Ставропольского края и других регионов России, но и гости из Литвы и Украины. Ведущими круглого стола стали научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт» Александр Привалов и директор Института образования и социальных наук СКФУ Валерий Шаповалов.

Открывая мероприятие, Александр Привалов подчеркнул, что образовательная политика в России давно устарела:

– 2014 год резко поменял положение в мире в целом и в России в частности. И многое резко устарело, в том числе образовательная политика. Среди главных проблем в российском образовании можно назвать ужасную забюрократизированность российского образования. И дело даже не в том, что учителей загружают ненужной работой. Главное – это пресекает кадровый поток. Молодежь плохо идет в педвузы. И прежде всего не из-за денег, а из-за абсолютного бесправия. Так учителя в школу не пойдут и традиция русского учительства не будет продолжена.

При этом Александр Николаевич подчеркнул, что «именно сегодня что-то начало меняться. Впервые за 15 лет стали говорить о содержании образования».

Член-корреспондент Российской академии образования, председатель совета клуба физико-математической школы им. Колмогорова (Москва) Александр Абрамов озвучил конкретные предложения для улучшения ситуации в российском образовании: нужно усиливать профессиональное сообщество, восстановить министерство народного просвещения, которое отвечало бы за школу, создавать различные учительские ассоциации, а также национальную комиссию по содержанию образования. И главное, надо перестать рассматривать целью школы – подготовку к вузу. Ее функция – воспитание гражданина на образцах гуманистической культуры.

Народный учитель РФ, директор гимназии №10 г. Невинномысска Александр Калкаев, в свою очередь, отметил, что школе нужен современный учитель, который имеет широкий мировоззренческий кругозор, высокоразвитый интеллект, культуру. Но возникает вопрос, когда ему заниматься собой? Чтобы помочь учителю в этом, в каждой образовательной школе должна быть управленческая команда, которая организует помощь его внутришкольного обучения.

Подчеркивая необходимость формирования единого образовательного пространства, директор школы №53 г. Самары, «учитель года Самарской области-2013» Владимир Кильдюшкин заметил, что подготовка педагогических кадров должна вестись таким образом, чтобы учитель, приходящий в школу, получал определенную свободу, но при этом чувствовал социальную ответственность в первую очередь перед детьми.

– Сегодня при создании образовательного стандарта важно не допустить выколачивания из него свободы, но при этом очень важно соблюсти такую вертикаль, когда студенты педагогических вузов будут готовиться таким образом, чтобы приходя в школу, они эту ответственность чувствовали. И тогда та свобода, которую они получат, будет реализована в нужном направлении.

 Профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ (Литва) Ольга Янушкявичене обратила внимание присутствующих, что, строя образовательную концепцию, необходимо учитывать специфику развития менталитета, а также опыт зарубежных стран.

Президент Тьюторской ассоциации Украины Сергей Ветров, в свою очередь, высказал мнение, что главный в школе вовсе не ребенок, как считают многие, а учитель:

– Про себя думайте! Делайте свою жизнь интересной, увлекательной, радостной, профессиональной. Чтобы вам хотелось идти в школу, чтобы у вас глаза светились. И тогда дети к вам потянутся. Ведь им не нужен учитель, им нужен значимый взрослый.

С ним согласилась и председатель комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

– В школе нужен значимый взрослый, и ключевая фигура здесь учитель.

Круглые столы также прошли и на других городских площадках. В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств обсудили вопросы формирования образа семьи в сферах культуры, образования и масс-медиа. Темой дискуссии в СтГМУ стала «Семья перед этическими вызовами современного мира». В Ставропольской краевой научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова прошел круглый стол «Русские инженеры и современные технологические вызовы», - сообщает пресс-служба форума.

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь