Общество Ответственность за судьбу образования  означает ответственность за будущее Кабардино-Балкарии

Ответственность за судьбу образования означает ответственность за будущее Кабардино-Балкарии

Сегодня в Государственном концертном зале состоялось августовское совещание педагогов республики. Перед открытием врио Главы КБР Юрий Коков пообщался с воспитанниками кадетских школ селений Бабугент, Атажукино, г. Прохладный, ознакомился с презентацией выставки «Актуальные вопросы развития системы образования», учебно-методической литературой, новыми образцами школьной формы.

В ходе совещания к участникам обратился врио Главы Кабардино-Балкарской Республики. РИА "Кабардино-Балкария" предлагает читателям полный текст обращения.

Дорогие друзья!

Прежде всего, хотел бы выразить удовлетворение состоявшимся сегодня разговором. И доклад министра, и большинство прозвучавших здесь выступлений, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что педагогическое сообщество республики осознаёт свою ответственность за судьбу образования в Кабардино-Балкарии, а значит – за будущее нашего народа. Это – очень важно, ибо без такого осознания, без преданности своему делу, без полной самоотдачи педагогов невозможно решить те задачи, которые сегодня стоят перед системой образования.

А задачи эти в конечном итоге сводятся к тому, чтобы вывести в ближайшие годы систему образования республики на качественно новый уровень.

Для достижения указанной цели предстоит сделать очень многое. Необходимо, прежде всего, продолжить процессы модернизации, смысл которой заключается в том, чтобы, сохранив всё позитивное, что исторически накоплено отечественной системой образования, освоить те современные новации, которые зарекомендовали себя в России, в других развитых странах.

При этом мы должны непременно сохранить принцип равнодоступности образования для всех социальных категорий нашего населения. Мы не можем допустить, чтобы платность, а точнее – коммерческий интерес закрыл бы доступ к образованию хоть какой-то части подрастающего поколения. Тем более абсолютно недопустимо, чтобы уровень знаний и образования юного гражданина определялся бы социальным или статусным положением его родителей. Ни для кого не секрет во что порой превращаются у нас выпускные экзамены, особенно когда речь идёт о получении аттестатов с отличием.

Ещё об одной, более скрытой, форме платы за учёбу хотел бы сказать сегодня. В последние годы практика дополнительных занятий с учениками заменена репетиторством. Конечно, ничего плохого в том нет, когда родители привлекают репетиторов за определённую плату. В целом это здоровая практика. Но когда отдельные преподаватели превращают репетиторство в определенные схемы для зарабатывания денег, а попросту в промысел, не считаясь при этом с реальным уровнем знаний того или иного ученика, ставя родителей перед фактом необходимости в репетиторстве, причем у конкретного преподавателя, то это не допустимо. Кстати, такого рода репетиторства не всегда дают ожидаемый эффект. Об этом свидетельствуют и итоги выпускных экзаменов в последнее время. Имеется немало примеров, когда ученики годами занимались по отдельным предметам у репетиторов, но на экзамене не смогли преодолеть даже минимальный порог по баллам.

И уж совсем недопустимы различного рода поборы с родителей под благовидными предлогами, которые, к сожалению, ещё бывают у нас. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в различные инстанции, в том числе и в мой адрес.

Министерству образования и науки, органам управления образования на местах надо внимательно здесь разобраться и наводить должный порядок.

Уважаемые коллеги!

Самое главное сегодня – поднять качество образования на должный уровень. Для этого предстоит серьёзно потрудиться, обратив особое внимание, обучению детей с самого раннего возраста. Упущения на этом этапе не могут быть компенсированы в последующем. В этом смысле весьма поучительна уникальная книга одного из основателей фирмы «Сони» Масару Ибука «После трёх уже поздно». Всем, кто занимается детьми рекомендую ее внимательно прочитать. Именно поэтому мы должны сформировать современную сеть дошкольных организаций, полностью покрывающую нынешние потребности в местах для дошкольников. При этом хочу обратить внимание на недопустимость формального, количественного подхода к процессу создания новых мест. Мы должны сделать всё необходимое для того, чтобы дети попадали в благоприятную психолого-педагогическую среду, способствующую становлению ребёнка.

Решить задачу повышения качества знаний невозможно без заметного повышения уровня квалификации педагога, учителя. Эффективным инструментом решения этой задачи должна стать периодическая аттестация педагогических работников. Необходимо придать этой работе системный характер, всемерно повышая её эффективность и результативность.

Квалификационная категория педагога должна подтверждаться, прежде всего, уровнем знаний детей. А между тем, к большому сожалению, результаты единого государственного экзамена показывают, что далеко не везде уровень и качество преподавания и обучения соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Вот почему очень важен не сам факт аттестации как формы работы, а кто и как её проводит. Полагал бы целесообразным проводить её более открыто и гласно с привлечением гражданских институтов, широкой родительской общественности.

Хотел бы наряду с этими замечаниями общего характера остановиться и на некоторых конкретных вопросах отдельных сфер образования. Прежде всего, школьного образования, поскольку я уверен в том, что именно от качества школьного образования зависит развитие всей системы образования в целом. И не только образования, но и всех сфер нашей жизни.

Необходимо самым настойчивым образом добиваться, чтобы каждая школа в наших сёлах и городах стала не только хорошим учреждением образования, но и центром культуры, нравственного, духовного и физического воспитания. Пока мы этого не добьёмся, едва ли удастся изжить в наших школах негативные факты и тенденции в поведении детей, которые, к сожалению есть.

Но было бы неправильно и несправедливо сваливать все тяготы решения этой задачи на плечи педагога. Настала пора, чтобы в Кабардино-Балкарии школа стала пространством самого тесного взаимодействия прежде всего семьи, общественных институтов и органов власти всех уровней. Мы будем настойчиво добиваться этого. И тогда результат будет более лучше.

Несколько слов о системе среднего профессионально-технического образования. Эта сфера, как известно, долгие годы была невостребованной. Сегодня ситуация меняется радикально. И нам предстоит предпринять все меры, чтобы система профессионально-технического образования в республике обрела необходимые темпы развития по востребованным направлениям. А главное – чтобы модернизацию этой сферы возглавляли бы люди с высоким профессионализмом и современным мышлением. Здесь не обойтись без серьёзного кадрового обновления.

Что касается наших вузов, то их критикуют часто и в большей степени справедливо. Причины известны – мы ждём от них большего динамизма в развитии, более высокого качества подготовки кадров, большей открытости обществу. К сожалению, наши вузы нередко увлекаются второстепенными, а иногда и несвойственными функциями в ущерб своему основному предназначению – подготовке специалистов для всех сфер жизнедеятельности республики.

Словом, предстоит сложная работа по повышению эффективности всей системы образования республики, что, конечно же, диктует необходимость коренного, качественного улучшения деятельности Министерства образования и науки, его органов на местах, всех управленческих структур этой сферы.

Понятно, что без должной государственной поддержки образования, без должного внимания Правительства КБР достичь поставленных целей не удастся. Не зря говорят, что «Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости». И не случайно в последние годы руководством страны уделяется самое пристальное внимание и оказывается большая поддержка развитию образования. Мы понимаем это и будем всемерно поддерживать систему образования в республике, в том числе финансово, делать все, зависящее от нас, для повышения материального положения и общественного статуса учителя.

Наряду с этим мы должны сделать всё необходимое для оснащения общеобразовательных организаций современными техническими средствами, для освоения новых информационных технологий. В настоящее время практически все общеобразовательные школы оборудованы компьютерными классами. Теперь задача состоит в том, чтобы этот современный инструмент стал эффективным средством повышения уровня и качества образовательного процесса. Для этого необходимо ускорить работу по созданию единой информационной сети системы образования республики. Это позволит с минимальными финансовыми издержками получать гарантированный доступ к огромным массивам знаний.

Уверен, мы в состоянии в ближайшие годы сформировать в республике современную систему образования с хорошей материальной и научно-технической базой, позволяющей в русле требований времени решать задачи образования и воспитания молодого поколения. Важно суметь всем этим воспользоваться разумно и рационально и, что особенно актуально для нынешнего времени, бережно и экономно. И в этом деле мы полностью полагаемся на добросовестность и ответственность наших педагогов и, прежде всего, руководителей образовательных организаций.

Уважаемые коллеги!

Таковы наши основные цели в сфере образования. Убеждён, мы несомненно достигнем их, если будем едины в своих устремлениях, если каждый на своём месте будет трудиться честно и добросовестно.

Позвольте в заключение сердечно поздравить вас, в вашем лице всех работников сферы образования, учащихся и студентов, родительскую общественность, всех жителей республики с наступающими праздниками – Днём знаний и 93-й годовщиной государственности Кабардино-Балкарской Республики, пожелать крепкого здоровья и успехов. 

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь