Осторожно – телефонные мошенники!
В последние годы в криминальной среде получили распространение мошенничества с использованием телефонов сотовой связи. К сожалению, параллельно с банковскими и электронными услугами развиваются и технологии мошенничеств.
В 2014 году в Кабардино-Балкарской Республике совершено свыше 50 мошенничеств с использованием средств мобильной связи, при этом чаще всего жертвами телефонных мошенников становились пожилые или доверчивые люди.
Чаще всего встречаются следующие схемы телефонного мошенничества:
- Обман по телефону: требование взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника. Как правило, вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям в таких ситуациях. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует либо перевести электронным платежом, либо отвезти в указанное мошенником место, либо передать какому-либо лицу.
- SMS-просьба о помощи: требование перевести определённую сумму на указанный номер, нередко используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т. п.
- Номер-«грабитель»: платный номер, за один звонок на который со счёта списывается денежная сумма. Как правило, приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной - изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как вы перезваниваете, вас долго держат на линии, при этом со счета списываются все деньги.
- Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи. Вас просят перевести крупную сумму на свой счёт, а потом ввести специальный код, который на самом деле спишет средства с вашего счёта.
- Ошибочный перевод средств: вам поступает звонок или СМС, где сообщается, что на счёт ошибочно переведены деньги, и просят вернуть их обратно тем же «мобильным переводом» или перевести на «правильный» номер. После того, как вы переведете деньги, такая же сумма будет списана и с мобильного счёта.
- Звонок или СМС-сообщение на мобильный телефон, в котором сообщают о блокировке банковской карты, а затем, представляясь сотрудником банка, предлагают сообщить им номер и пароль вашей банковской карты для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет мошенника или его доверенного лица.
- Все большее распространение на территории Российской Федерации получают хищения денежных средств с банковских карт граждан посредством услуги «Мобильный банк», где потерпевшими являются держатели карт «Сбербанк России» пользователи телефонов с оперативной системой IOS (Apple-iphone), Android и Windows phone, с подключенной к абонентскому номеру услуги «Мобильный банк». Доступ к мобильному банку осуществляется через загрузку вредоносного программного обеспечения на телефон держателя карты, а списание денежных средств происходит на абонентские номера, зарегистрированные в различных регионах Российской Федерации. В отдельных случаях вам приходит MMS-сообщение с текстом «для получения пройдите по ссылке...». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств.
Подобные факты совершения мошенничеств с начала текущего года имели место и на территории Кабардино-Балкарской Республики.
С учетом изложенных способов мошенничеств и тактики преступников Управление уголовного розыска МВД по Кабардино-Балкарской Республики просит быть бдительными и соблюдать несколько простых правил, которые помогут избежать вовлечения в мошенничество:
- записать в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых;
- не реагировать на SMS без подписи с незнакомых номеров;
- внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров.
- при смене телефонного номера, к которому привязана услуга sms-информирования по банковской карте, оперативно обратиться в банк и отключить старый номер от этого сервиса.
- не сообщать данные о банковской карте, если вам позвонили и даже назвались представителем известной торговой фирмы, банка и пр. Такой звонок может стать причиной проведения несанкционированных операций по счету вашей карты.
- не использовать СИМ-карты, привязанные к сервису «Мобильный банк» на современных смартфонах на базе операционных систем IOS (Apple-iphone), Android и Windows phone.
Если полученные звонки или SMS вызывает у вас сомнения или тревогу, необходимо сразу позвонить в Контактный центр Сбербанка по официальным телефонам, номера которых размещены на оборотной стороне карты Сбербанка или на интернет-сайте Сбербанка.
Если же вы стали жертвой мошенничества, незамедлительно просим обращаться в ближайший отдел внутренних дел республики по месту постоянной регистрации. При отсутствии такой возможности звонить по телефону 02 (с мобильного телефона: Мегафон и МТС - 020, Билайн - 002 ).
Оградить себя от действий мошенников способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан, - сообщает Управление уголовного розыска МВД по КБР.