Внедрение территориального общественного самоуправления будет успешным в случае зрелости общества

15.12.2016 - 10:42 Мнения Просмотров: 201
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - одна из форм реализации народом своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.

В настоящее время ТОС осуществляется в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан - подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Будучи одной из форм прямого участия граждан в решении вопросов местного значения, система территориального общественного самоуправления определяет не только степень эффективности управления местной территорией, но и выступает показателем развития гражданского общества в стране. ТОС является одним из индикаторов становления гражданского общества, дает возможность выявить широкий круг проблем социального, политического, культурного планов, определяющий уровень социальной активности населения в современном российском обществе.

Развитие территориального общественного самоуправления как одного из институтов гражданского общества возможно только при условии формирования у граждан культуры «участия», социальной активности населения в решении вопросов местного значения.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.

Территориальное общественное самоуправление - это эффективный механизм диалога муниципальной власти с населением, который позволяет плодотворно сотрудничать и избегать сколько-нибудь значительных социальных конфликтов, быстро доводить до власти мнение жителей, помогать жителям осознать себя хозяевами в доме, на улице, в микрорайоне, поселке, городе; эффективно решать возникающие проблемы, опираясь на собственные силы и возможности.

Дистанцирование граждан от участия в территориальном общественном самоуправлении во многом объясняется низким уровнем социальной активности населения, которое воспринимает его как продолжение жесткой вертикали публичной власти. В результате институты гражданского общества, включая систему территориального общественного самоуправлении, воспринимаются как неспособные реально влиять на существующее положение дел в муниципальном образовании.

Помимо всего прочего, нерешенными остаются вопросы взаимодействия между органами публичной власти и органами территориального общественного самоуправления, определения полномочий и компетенции органов территориального общественного самоуправления.

По информации интернет-проекта «Честный бизнес», по состоянию на 15 сентября 2016 года территориальные общественные самоуправления зарегистрированы в следующих регионах России -

Республика Алтай - 19, Кемеровская обл - 14, Ростовская обл - 13, Ставропольский кр - 12, Омская обл - 8, Калининградская обл - 7, Нижегородская обл - 5, Бурятия Респ - 3, Краснодарский кр - 3, Удмуртская Респ - 2, Чувашская Чувашия - 2, Свердловская обл - 2, Тыва Респ - 2, Калужская обл - 2, Амурская обл - 2, Ивановская обл - 1, Волгоградская обл - 1, Саха Респ - 1, Коми Респ - 1.

В настоящее время данная форма общественного самоуправления не получила развития в регионе. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не зарегистрировано ни одного ТОС.

Недостаточное развитие ТОС в КБР обусловлено непониманием их сущности и, как следствие, недостаточной инициативностью граждан в их создании. По мнению экспертов, главной проблемой при организации работы самоуправлений является их ресурсная, финансовая необеспеченность. ТОС скорее будут подменять собой ТСЖ и решать проблемы управления общедомовым имуществом, а для дальнейшего развития ТОС следует приобретать права юридического лица, но существующая необходимость решения массы бюрократических вопросов, а также финансовые затраты отпугивают граждан.

Еще одним сдерживающим фактором развития института ТОС является кадровый вопрос, так ка даже активные и имеющие свободное время граждане не хотят брать на себя дополнительную общественную нагрузку, пусть и для улучшения микроклимата в отдельно взятом подъезде, доме, районе. Для последующего развития ТОС, как инструмента решения вопросов местного значения, данное начинание нуждается в разъяснении своей роли перед населением региона.

Однако, несмотря на недостаточное развитие ТОС, важность и необходимость развития территориального общественного самоуправления обусловлена прежде всего тем, что оно способствует воспитанию гражданского самосознания, организации конструктивного сотрудничества жителей с местной властью, преодолению пассивности, потребительских и иждивенческих настроений.

Тимур Караев, эксперт регионального отделения Общероссийского народного фронта "За Россию"

Поделиться

Читать также

Комментировать

Войдите, чтобы оставлять комментарии