Мнения Региональные особенности модернизации

Региональные особенности модернизации

В переводе с греческого «moderne» означает новейший. Под этим термином, как правило, понимается обновление, усовершенствование, улучшение процесса или объекта, преобразование его в соответствии с новыми условиями, нормами, техническими требованиями, показателями качества, продиктованными новой внешней средой.

В условиях стремительно изменяющегося глобального мира получают распространение представления о необходимости и неизбежности своего особого, отличающегося от других, пути развития, учитывающего в полной мере национальную и региональную особенности исторического, культурного, политического, социального развития общества, а также уникальность и неповторимость ситуации, в которой оказался социум в критические периоды модернизации.

В основной своей массе подобные представления базируются на том, что в ситуации модернизирующегося общества старые традиционные нормы, ценности и ориентации уже, в основном, не работают или их действие значительно искажает эффективность осуществляемых социальных и экономических мер, а новые ценности, традиции и нормы еще не сформированы или же основная часть общества их не воспринимает.

В настоящее время основными целями экономического и социального развития России является становление демократического социального государства с достаточно сильной экономикой, ориентированной на инновации, гарантирующей высокий уровень и качество жизни населения на всей территории страны, а также поддержание конкурентоспособности страны в международной экономике.

Как правило, успешная стратегия достижения этих целей предусматривает: создание экономики, основанной на инновациях; обеспечение достижения и поддержания высокого уровня человеческого потенциала (капитала); проведение результативной промышленной и социальной политики; рост качества институтов, совершенствование деловой и инвестиционной обстановки; наличие сильного и действенного государственного аппарата; широкое распространение общественно-полезной частной инициативы и свободной конкуренции; организация взаимодействия бизнеса, общества и государства в решении модернизационных задач.

Структура социально-экономического модернизационного потенциала региона включает четыре основных типа: производственный, финансовый, человеческий, инфраструктурный.

Остановимся подробнее на человеческом потенциале, который также называют социальным капиталом.

Понятие «социальный капитал» можно трактовать как социальную солидарность, способность объединяться для удовлетворения общих потребностей и общих интересов, это свойство общества, которое дает возможность гражданам совместными усилиями достигать общего результата или способность различных сообществ к совершению коллективных действий. Другими словами, социальный капитал понимается как внутренне присущий ресурс в общественных отношениях, который облегчает коллективное действие и достижение социального сплочения общества.

По сути, в основе социального капитала лежит зрелое гражданское общество, понимающее необходимость (скорее даже, вынужденность) коллективной и взаимной социальной ответственности для удовлетворения не только общественного, но и частного интереса.

С другой стороны социальный капитал позволяет гражданину понимать необходимость корректирования своего личного интереса «с оглядкой» на интересы общества.

Инфраструктурой социального капитала выступают социальные связи, которые при достижении достаточного уровня взаимного доверия и ответственности в обществе позволяют его членам оказывать взаимную социальную поддержку.

Успешная модернизация подразумевает в непреложном порядке повышение качества социального капитала, она опирается на ценностный ряд отдельных граждан и больших социальных групп, мотивирующий их на те или иные действия. Все успешные «модернизационные прорывы» в истории человечества были связаны с кардинальными качественными преобразованиями в состоянии человеческих сообществ. Эти преобразования происходили под влиянием как сверху, в периоды, когда государство осуществляло масштабные проекты и программы социального развития, создавало условия для формирования соответствующих социальных институтов, так и снизу, когда, например, менялись целевые установки и потребности граждан, наблюдался заметный рост энтузиазма и социальной мобильности населения.

Первоочередными задачами модернизационной повестки дня в наше время выступают именно задачи развития человеческого капитала, поскольку именно он гарантирует и обеспечивает конкурентные преимущества конкретного региона с его уникальным культурным, социальным, политическим и экономическим укладом.

Практически любая территория, будь то страна, регион, город, район или село вынуждены формировать свои социальные системы, отзываясь на современные вызовы: рост доли пожилого населения и, как следствие, возрастание ответственности и социальной нагрузки на трудоспособное население, рост численности городской части населения, трансформация ценностных ориентаций основных социальных групп.

При этом модернизация не должна вступать в противоречие с традиционными предпочтениями социума, которые опираются на связывающую его историческую культуру.

Основными индикаторами социального капитала выступают следующие понятия:

- включенность в общественные организации, группы: участие граждан в политических партиях и ассоциациях; количество собраний, количество принимаемых решений; степень участия, плотность членства;

- доверие: доверие знакомым и незнакомым людям; доверие социальным институтам;

- солидарность: преобладают ли в обществе социальное согласие, солидарность; готовность к совместным действиям для достижения общих целей; ответственность за положение в семье; ответственность за положение в селе, городе, регионе;

- информация и коммуникации: возможность общаться друг с другом и внешним миром посредством почты, телефона, газет, радио и Интернета.

Рассуждая о модернизационных процессах, надо понимать их не как технические, а тем более рукотворные действия, но как задачу смены идентичности граждан, проживающих на одной территории или входящих в одну общественную группу.

Речь при этом может идти о разных видах идентичности - национально-цивилизационной, гражданской и государственной, локальной, профессиональной, социальной, конфессиональной, этнической, культурной.

Модернизация подразумевает существенную трансформацию идентичности. Модернизация сама основана на этой трансформации. Не только потому, что изменения во внешней среде непременно должны повлечь за собой изменение внутреннего мира. В большей степени по причине того, что противоречащие и взаимоисключающие порой идентичности различных общественных групп, слоев и этносов становятся тормозом общественного, социального, культурного, политического и экономического развития каждой из этих групп в отдельности, а также региона в целом.

Проблема изменения (порой, кардинального) старой и формирования новой идентичности - это одна из основных проблем, связанных с модернизацией. Процесс модернизации – это всегда процесс формирования новых социальных институтов и отношений, норм и ценностей. Процесс этот требует изменения членов модернизирующегося общества и влечет смену их идентичности.

Одновременно процесс вырабатывания новой, современной идентичности надо сопровождать развитием способов совмещения требований модернизации с необходимостью сохранения основы этнической и культурной ментальности, определенной преемственности в культуре. Иначе при наличии значительных культурных разрывов и формировании слабо связанных между собой ментальностей разрушается культурная среда общества. В таком случае все кажущиеся успехи модернизации в какой-то момент оборачиваются ее глубокими поражениями. В частности, так произошло в результате гигантского культурного разрыва в советский период, который способствовал политическому, экономическому и социальному провалу, обернувшемуся катастрофической нравственной деградацией общества в 90-х годах прошлого века.

В условиях современной реальности, пожалуй, наибольшим потенциалом социального и экономического развития регионов обладает социокультурная модернизация, основанная на общероссийской гражданской идентичности, позволяющей сохранять национальную самобытность и преемственность культуры.

В частности, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 73% школьников в России идентифицируют себя, прежде всего, как граждане России, и лишь 35% – в качестве представителей своего этноса.

Результаты проведенного опроса выявили следующие уровни гражданской самоидентификации: школьники Калининграда - 85%, Белореченска - 82%, Воронежа - 81%, Нальчика - 66%, Якутска - 65%, Санкт-Петербурга - 63%.

При этом, примерно для третьей части школьников Калининграда, Томска и Нальчика значимой также оказалась региональная идентичность, в частности для нальчан – самоидентификация «я - кавказец».

Как видно, идеологема «российской гражданской нации» не кажется уже чем-то нереальным, невозможным, не имеющим права на существование, а выступает в качестве фактора, объединяющего граждан России в единую общность. В подтверждение этого - почти четвертая часть россиян (23%) подтверждают существование такой нации.

Надо понимать, что гражданская идентичность «россияне» ни в коем случае не отрицает, а скорее дополняет и объединяет характерные для любого человека этническую, религиозную, социальную, профессиональную и другие идентичности. В этом как раз и заключается мощный модернизационный потенциал общегражданской солидарности и социального капитала.

Речь в данном случае никоим образом не может идти об ассимиляции, подобно той, что имеет место во Франции, Турции или некоторых постсоветских государствах, которые, по сути, выливаются в национальные трагедии. Также не может быть состоятельной и американская идеология «плавильного котла», принесшая в жертву красивой идее огромное количество жизней и сломанных судеб.

Другими словами, российская действительность подразумевает и допускает одновременное наличие у граждан двух идентичностей – этнической идентичности и идентичности наднационального уровня – общероссийской гражданской.

Другой тренд, обнаруженный в результате исследований, заключается в том, что этнические предубеждения чаще имеют тенденцию к снижению в полиэтничных регионах Российской Федерации. Историческая действительность долгого совместного проживания и взаимопомощи снижает межэтнические противоречия и риск возможных конфликтов. В данном случае надо понимать, что основная часть подобных конфликтов являются спровоцированными, искусственно развиваемыми и поддерживаемыми.

Таким образом, в регионах не моноэтничных, коим является Кабардино-Балкария, потенциал позитивного развития общественного согласия и гражданского самосознания, как ресурса модернизации, является более высоким.

Для проведения успешной модернизации необходимо гражданское согласие различных общественных групп, в том числе национальных и конфессиональных, опора лишь на политическую и бизнес-элиту является недостаточной, поскольку модернизация связана с изменениями во всех сферах жизни и неизбежно будет провоцировать конфликтные ситуации. Она затрагивает интересы устаревших институтов и социальных связей, которые строят свои рассуждения на основе категории «выигравшие и проигравшие».

Еще Столыпин на пороге своих реформ пытался добиться формирования гражданского общества на основе социального партнерства между различными слоями населения, понимая, что достижение согласия без этого невозможно. А без общественного согласия определенные общественные страты могут быть «выключены» из модернизационных процессов, в результате чего модернизация либо захлебнется, либо вызовет народное возмущение, что в конечном итоге и произошло в 1917 году.

Если говорить о Северном Кавказе, модернизация здесь отстает от российской динамики. Это можно объяснить историческими экономическими традициями: фрагментарностью экономики, ее периферийностью, замкнутостью рынков, доминированием традиционных хозяйственных укладов в производстве, а также низкая востребованность инноваций.

Значительное число социальных и экономических проблем является следствием многоукладности хозяйственных структур, спецификой местных традиционных общественных институтов и сложившейся спецификой экономических и социальных отношений, историческими, религиозными, культурными, хозяйственными традициями.

Естественный ход смены традиционного аграрного способа хозяйствования завершился, причем в достаточно короткий промежуток времени и носит массовый характер. Размывается основанная на этой модели хозяйствования этническая ментальная система. Как результат, происходит стремительное падение внутренней системы нравственности в обществе, за которой может последовать исчезновение народа. Единственной адекватной реакцией на данный вызов этническим культурам является возможность самосохранения и саморазвития на основе новой идентичности.

В этих условиях наиболее эффективной стратегией развития может стать политика, направленная на капитализацию имеющихся внутренних ресурсов, в частности человеческого капитала.

Это подразумевает, прежде всего, создание благоприятных условий для трансформации старой идентичности, утратившей свою основу, в идентичность, учитывающую новые условия российской действительности и глобального мира.

Кроме того надо учитывать, что модернизационные вызовы связаны еще и с необходимостью противостоять международной, внутрироссийской, межрегиональной экономической конкуренции и внешнему культурному давлению.

В Кабардино-Балкарии, несмотря на то, что она является регионом периферийным, приграничным, подверженным внешнему негативному дестабилизирующему влиянию есть сильные стороны, позволяющие не только увеличить уровень социального капитала, но и существенно расширить технологические возможности его потенциала. Это и общие семейные ценности, и рост количества межнациональных браков и увеличение их позитивного восприятия обществом, и ресурсы федерального центра, направленные на развитие социальной сферы и предпринимательства в республике, и значительная объединяющая сила российской культуры, которую все жители Советского Союза и постсоветской России воспринимали и воспринимают через систему общего дошкольного, среднего и высшего образования и многое другое.

Безусловно, есть другие, с традиционной точки зрения, отрицательные факторы: замещение уезжающих квалифицированных кадров низкоквалифицированными мигрантами, противоречия в аграрном секторе, связанные с переходом от традиционного аграрного производственного уклада к современному интенсивному сельскохозяйственному производству и др. Эти факторы являются естественными и характеризуются измеряемыми показателями, что позволяет снизить или вовсе исключить их негативное влияние, а при правильном к ним подходе – добиться положительного эффекта.

Кабардино-Балкария обладает сегодня необходимыми для поступательного развития конкурентными экономическими, социальными, культурными преимуществами, которые опираются, в том числе, на человеческий капитал. Исследования, проводимые в России, свидетельствуют о том, что в последние годы индекс человеческого развития, свидетельствующий о росте человеческого капитала и охватывающий такие характеристики, как продолжительность жизни, уровень и доступность образования, материальный уровень, в республике вырос. Более тщательное изучение существующих и выявление «спящих» потенциальных точек роста социального капитала позволит увеличить позитивную динамику в развитии республики.

Российская Федерация в настоящее время является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, сформировавшихся на основе федеративного договора, в которой проживают более 180 народов. Каждый из этих народов является носителем уникальной традиционной духовной и материальной культуры.

Много веков они складывались в качестве этнических общностей именно на российской территории и, следовательно, они являются коренными народами, занимающими свое место и сыгравшими важную историческую роль в развитии российской государственности. Следовательно, единство многообразных форм – это исторически сложившаяся формула жизнеспособности и развития российского государства и общества.

Гражданское единство и согласие, этнокультурное многообразие - это два взаимозависимых направления государственной национальной политики, реализуемой в настоящее время в России. Они способны в настоящее время обеспечить конкурентоспособность и поступательное развитие российских регионов, в частности, Кабардино-Балкарии.

В настоящее время на территории России присутствует единое политическое пространство, единый центр принятия стратегических решений, единая финансовая система, единая таможенная зона, единая транспортная система, единая система образования, единая система оценки знаний, которые повлияли на формирование единой общероссийской культурной идентичности, единый язык общения, единое информационно-коммуникационное пространство (общероссийские СМИ, сотовые сети, интернет пространство «.ru», русскоязычные социальные сети).

Все это, на самом деле, обеспечивает вырабатывание региональной и национальной самоидентификации граждан через проекцию формирования общероссийской гражданской идентичности.

Залим Шибзухов

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь