Мнения Нужна ли нам школьная форма?

Нужна ли нам школьная форма?

Подходит к концу первая учебная четверть и период, когда все школы республики перешли на школьную форму. Дети и учителя готовятся к отдыху.

А многих родителей продолжает тревожить вопрос – какие положительные плоды принесло это нововведение, школьная форма? Не все родители его приветствовали. Но никто их согласия не спросил. Поддались общим разговорам о некоем благе единообразия. В итоге наши дети пошли в школу в сомнительного качества синтетической навязанной одежде. И кто же был тот умник, который решил взять пример с Северной Кореи или маоистского Китая? Да и в советское время мы тоже это проходили. Но в современном Китае этого уже нет. Кто остался, мы да Корея?

В России школьная форма впервые появилась в 1834 году и была предназначена для учеников мужских гимназий. Шилась она по образцам военной формы: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался кавказский башлык из овечьей шерсти. В переводе с балкарского языка «башлык» означает головной убор. Через 60 лет форма появляется в женских гимназиях: коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки – повседневный чёрный и торжественный белый. В слободе Нальчик также с середины 19 века работало учебное заведение – горская школа, преобразованная в 1909 году в реальное училище имени императора Александра Третьего. Располагалось училище в здании нынешнего медицинского факультета КБГУ. Воспитанникам из числа местных жителей (кабардинцев, балкарцев, евреев и осетин) разрешалось ходить в традиционной одежде горцев, не покупая специальную форму. И было бы понятно и объяснимо, если бы, например, вводили форму с элементами горского национального костюма, в рамках сохранения утерянных культурных традиций. В 1918 году школьная форма в России была отменена.

Возрождение школьной формы происходит только в 1948 году уже в Советском Союзе. Источником вдохновения послужила старая гимназическая форма: гимнастёрки с поясами и фуражки у мальчиков, строгие коричневые платья и чёрные фартуки у девочек. До конца 1950-х годов все девочки должны были носить косы с бантами, модные стрижки в школах были запрещены. Через 20 лет меняется форма мальчиков: вместо гимнастёрок вводятся серые пиджаки и брюки. Позже появляются тёмно-синие брюки и куртки с погонами, нагрудными карманами, алюминиевыми пуговицами и нашивками на левом рукаве. Надо тут же отметить, что в 50-х и 60-х годах в Нальчике форму носили только ученики ФЗУ, прототипы ПТУ. И многие родители отдавали детей в ФЗУ только из-за того, что там бесплатно выдавалась ученическая форма. В 1992 году школьную форму в России снова отменяют, и крупные ученые, известные педагоги приветствуют это.

В Европе школьной формы как таковой не было: школьники Бельгии, Франции, Италии и Испании в 19 веке поверх одежды носили тёмные халаты, чтобы не испачкаться чернилами. Одна из стран, где к школьной форме относятся с благоговением – Япония. Именно здесь зародилась особая мода на школьную форму по образцу прусской военной формы у мальчиков, и в переводе с японского форма звучит как «одежда европейского мальчика». Для девочек существует два основных варианта формы. Часть школ предписывает своим ученицам носить форму в виде «матросских костюмов», появившуюся в 1920-х годах. Другой вариант напоминает британскую – блузка, блейзер или пуловер с эмблемой школы, юбка в складку из клетчатой ткани. В японских школах правила ношения формы строго регламентированы: дети не имеют права на индивидуальный выбор носков и обуви, даже формы и расцветки сумок диктуются дирекцией школы. Несмотря на столь строгие правила, школьная форма в Японии стала объектом культа. Многие девочки и после уроков, и в выходные дни стараются надевать одежду, напоминающую учебную униформу. Более того, в каждой школе есть старшеклассницы, нарушающие регламент ношения сэйфуку («униформа»): клетчатые учебные юбочки укорачиваются до минимальной длины, блузки расстёгиваются на 3-4 пуговицы.

В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с принтами - вот что предпочитают ученики американских школ. В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым и не выводится на уровень навязывания детям и родителям каких-то стандартов.

Существует главная и очень важная причина отторжения родителями идеи введения школьной формы. Многие психологи считают, и многие родители с этим соглашаются, что применение единой формы в учебных заведениях подавляет индивидуальность ребенка, является элементом «уравниловки» в воспитании и обучении. Да и само строгое требование носить форму – это, в какой-то мере, форма насилия над личностью. В Конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет право на самовыражение.  А школьная форма несомненно подавляет эту свободу. Для народов Кавказа понятие свободы генетически всегда имело важное значение в жизни.

Второй момент – представьте себе, что в течение 9 месяцев изо дня в день вам приходится носить одну и ту же одежду. Каждый день в одной и той же юбке или брюках… Думаю, со мной согласятся многие, что это просто чудовищно скучно и тоскливо, особенно в юном возрасте.

Исходя из всего сказанного, хочется сделать следующий вывод: наши дети должны уметь выражать свою индивидуальность не только посредством одежды, дорогих телефонов и наличия кроссовок фирмы «Nike».  А школа не должна превращаться в мир уныния и серой массы, из которой ребенку хочется побыстрее сбежать. Самым оптимальным вариантом, возможно, является не введение единой школьной формы, а определение единого стиля, дресс-кода, а именно – рекомендации, прописанной в Уставе образовательного учреждения, носить всем без исключения, в том числе преподавателям, строгие деловые костюмы. С 1-го класса по 11-й – только деловые костюмы, никаких джинсов, украшений, декольте и прозрачных блузок.

По какой-то непонятной причине требование ношения единой формы касается только учащихся школ, хотя в первую очередь именно преподаватели должны стать наглядными примерами того, что деловой стиль – это модно, красиво и успешно.  И уж коли в вопросе «Школьная форма: «за» или «против»?» ваша школа поставила галочку в графе «за» – почему бы не нарядить в нее вашего классного преподавателя и директора?

И самый важный момент! Я считаю, что если какой-либо регион страны или само государство решит все-таки в нарушение конституционных прав одевать детей в единую форму, так пусть и оплатит ношение этой формы. То есть если форму введут, пусть ее раздают детям бесплатно. А пока всё совершенно наоборот.

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь