Мнения Не торопитесь в управдомы

Не торопитесь в управдомы

Попытка каждую домохозяйку превратить в управдома путем создания множества мелких управляющих компаний и ТСЖ в России потерпела безоговорочное фиаско. Так, что если вы порядочный человек и надумали, по выражению Остапа Бендера, «переквалифицироваться в управдомы», не торопитесь и хорошо подумайте, стоит ли. Не слишком многообещающая должность.

Неудавшиеся управдомы, маленькие ТСЖ и рядовые граждане России оказались один на один с множеством коммунальных проблем, за которыми стоят не только ветшающие дома и прогнившие коммуникации, но и монополии, с которым в одиночку не поборешься. И даже не поспоришь.

Государство, начиная примерно с 2000-го года, сознательно и планомерно уходит из жилищно-коммунальной сферы, и уже практически ушло. И все бы ничего, если бы население при этом получило вслед за уходом государства обещанные услуги более высокого качества, предоставляемые с соблюдением всех технических регламентов по более низким ценам. Но трагедия в том, что задекларированное в начале преобразований удешевление услуг за счет конкуренции и улучшение их качества реализовалось с точностью до наоборот.

Вспомните Чубайса, который правдами и неправдами внедрял рыночные отношения в этой сфере. Внедрили. И в итоге человек остался один на один с монополиями. Задав с самого начала неправильные ориентиры движения, мы получили неудовлетворительный результат.

Что происходит?

Нас «мельчат», разбивая на маленькие группы. Нет понятных и, главное, принимаемых людьми как благо, как более удобная форма отношений, правил. Нет единого, цельного и реалистичного алгоритма действий, объединяющего процесс реформирования сферы ЖКХ. Нет прозрачности процесса ценообразования и движения денежных средств. Нет системы оценки оказанных нам услуг. Нет системы должного контроля за всем этим. Нет проявлений или хотя бы слабых сигналов того, что что-то меняется к лучшему. Парадокс в том, что на официальных документах и отчетах, на бумаге, все это вроде бы есть, но в реальной жизни НЕТ. Зато нам, помимо решения тысяч насущных ежедневных проблем, предлагают каждый вечер после работы проводить в домах собрания, совещания. Предлагают заслушивать ежедневные отчёты, лично оценивать качество работ и закрывать табеля управляющей конторе. То есть выстроить такую цепочку наблюдающих друг за другом активистов. Поэтому ничего хорошего из этого и не получается, и растёт людское неприятие этой реформы. Соответственно, растет агрессия по отношению к власти, которая оставила человека один на один с его проблемами в системе, которая, кстати, называются системой жизнеобеспечения.

К чему мы пришли?

Самое главное к чему мы пришли, - к потере ощущения целостности системы. Раньше в системе, образно говоря, был ХОЗЯИН в лице района, города, субъекта, страны – обладающий властью и обязанный действовать в наших интересах. И можно было куда-то обратиться с жалобой. И тебя не посылали в суд и не объясняли, что монополисты тоже должны сытно есть, продавая тебе наше национальное достояние. К сожалению, к

сегодняшнему дню уже сломано почти все, что было, и чем мы пользовались многие десятилетия. И это вместо того что бы подкорректировать систему, сделать ее более современной и оснащенной. Мы получили современные, рыночные технологии, когда в системы подачи закачивается кислород, безмерно растут потери в сетях и множатся серые схемы. И главное, что все эти издержки реформы восполняются из наших карманов.

Что же делать?

Вернуть государство как основного регулятора внутренних отношений, в том числе – и ценообразования. При этом основой ценообразования должен стать отказ от услуг перекупщиков. Опыт показывает, что ничего хорошего от расплодившихся перекупщиков не вышло.

Вернуть систему ЖЭКов как систему территориального охвата и подчинения администрации муниципалитета и органам государственной власти. Во-первых, это резко уменьшит количество мелких, управляющих одним подъездом, компаний и таких же «субподрядчиков», которые только увеличивают конечную стоимость услуг ЖКХ. Во-вторых, это избавит маленькие товарищества от необходимости иметь полный набор собственного оборудования, которое может быть у крупного ЖЭКа. То есть опять же сократит расходы горожан. В-третьих, люди, наконец, будут точно знать, к кому обращаться в случае коммунальной аварии, им не придется искать сантехника, водопроводчика или электрика по объявлениям в газете.

К тому же, если мы объединим все платежи в один городской «карман», все коммунальные задачи будут решаться куда легче. Это позволит концентрировать усилия и выстраивать реалистичные планы развития услуг ЖКХ в масштабе уже целых территорий и проводить ремонт сразу квартала или группы домов. Срочные работы при отсутствии финансов город производил бы за свой счет, впоследствии получая деньги от жильцов и расходуя их на нужды города. По тому же злосчастному капремонту вопросов станет кратно меньше.

И тогда борьба горожан с жилищно-коммунальным хозяйством, которое они воспринимают, как личного врага, закончится.

Со своими проблемами – текущими крышами, сгнившими трубами или затопленными подвалами, - жители города уже не будут оставлены один на один.

И поймут, что город – на их стороне, и проблемы у них с городом общие.

А когда город полюбит своих горожан, они ответят ему взаимностью.

Борис Паштов, председатель комитета парламента КБР по культуре, развитию институтов гражданского общества и СМИ

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь