Молодежный ресурс региональной модернизации

18.08.2017 - 14:46 Мнения Просмотров: 466
Важнейшими и необходимыми условиями успешности преобразований любой территории непременно являются культурные традиции и человеческие ценности.

Именно система базовых ценностей характеризует готовность общества к изменениям, гарантирующим благополучие, формирует традиции и обычаи, то есть основу неформальных правил, которые не должны вступать в противоречие с правилами формальными, закрепленными в нормах права.

Преобразования непременно влекут сложные, часто противоречивые изменения в политической, экономической, социальной, духовной и других  сферах. Суть всех этих перемен можно выразить одним словом – модернизация.

При этом происходит переход от традиционных институтов, тормозящих социально-экономическое развитие, к модернизированным.

Модернизация является следствием необходимости адаптации общественной социокультурной системы к изменяющимся условиям внешней среды. В связи с этим особую актуальность представляет соотнесение модернизационных процессов с национальной культурной традицией, идентификациями, ценностями.

Концептуально современный этап модернизации в России направлен на создание достойных условий для развития человека, формирование сознания народа на основе гражданской ответственности и участия.

Важнейшей движущей силой модернизации выступает молодежь. Она в большей степени, чем старшее поколение, настроена на инновации, своими социальными действиями формирует потенциал будущих преобразований. Молодежь является не только нашим будущим, она – «живое настоящее», определяющее содержание и характер будущего всего общества, своего рода аккумулятор тех трансформаций, которые происходят постепенно в глубинах общественной жизни, ускользая порой даже от научного внимания.

Самореализация, готовность оптимизировать окружающую социальную среду, высокая территориальная, трудовая и социальная мобильность – вот основной модернизационный потенциал молодежи, который может принести свои плоды в социальной сфере и экономике в ближайшее время.

Социальными и культурными индикаторами уровня модернизационного потенциала молодежи в обществе являются здоровье, профессионально-образовательные способности, включенность в информационно-коммуникационную среду, культурно-нравственные ценности, социальная активность и ответственность, степень гражданской включенности в жизнь страны, уровень интеграции в социум, открытость к инновациям, мобильность (социальная, трудовая, профессиональная, региональная и межрегиональная).

По данным статистики в сравнении с регионами Северо-Кавказского федерального округа Кабардино-Балкарская Республика характеризуется, в общем, средними статистическими показателями модернизационного потенциала. Но есть ряд показателей, таких, как здоровье, включенность в информационно-коммуникационную среду, изобретательство, научная деятельность, по которым она либо лидирует, либо находится в числе первых в округе.

Удельный вес граждан, которые могут быть отнесены к категории молодежь (14-29 лет), в  республике составляет – 23%, что выше общероссийского показателя. Заболеваемость населения республики самая низкая в СКФО и составляет 466,2 на 1000 человек. Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, - 1,6 человека в среднем за год (выше среднего показателя по СКФО). Численность студентов ВУЗов - 266 на 10 тысяч человек. Количество компьютеров в учебных заведениях - 404 на 1000 учащихся (лучший показатель в СКФО). Доля домохозяйств, имеющих компьютер, – 64,9% (второй показатель в СКФО). Выдача патентов Роспатентом – 11,4 на 100 тысяч человек (второй показатель в СКФО). Доля занятости молодежи – 21,8% (выше, чем в среднем по России). Численность персонала, занятого научными исследованиями, – 82 на 100 тысяч человек (лучший показатель в СКФО).

Приведенные цифры свидетельствуют о наличии в республике потенциала модернизации, но давайте проанализируем, насколько молодежь республики готова адаптировать к новым условиям свои социокультурные установки, вытекающие из региональных социальных, экономических, культурных и политических традиций.

Прежде всего, исключим фактор межнациональных и межконфессиональных отношений в среде молодежи, которые в сравнении со средним поколением являются гораздо более позитивными и гармоничными. Более того, опросы молодых людей республики, проведенные в 2016 году «Центром стратегических исследований религии и политики современного мира» свидетельствуют о положительных для успешной региональной модернизации изменениях в этой сфере. Исследования показывают, что ощущают себя в первую очередь гражданами России 94% молодых людей, гражданами республики – 78%, представителями определенной национальности – 58%. Положительно относятся к бракам между людьми, исповедующими разные религии, 90% молодых людей, между представителями разных национальностей – 93%.

Следует отметить значительную мировоззренческую неоднородность молодежи. Сформировались группы, отличающиеся ценностными установками: «модернисты» и «традиционалисты». Для «модернистов», составляющих согласно многочисленным исследованиям более 60% от числа молодежи, важна индивидуальная свобода, они ориентированы на индивидуалистический жизненный проект. «Традиционалисты», которых более 35%, ориентированы на социальную справедливость, равенство, государственный патернализм. Остальная часть молодежи придерживается смешанных взглядов.

Модернисты быстрее адаптируются к новым условиям. При этом они не противопоставляют себя старшему поколению и  власти. Более того, согласно исследованиям, они готовы принимать поддержку родителей и учителей в качестве опытных наставников, помощь государства, создающего условия для образования, профессионального развития и социального благополучия.

Базовыми характеристиками «модернистов» являются свобода, инициативность, образованность, амбициозность, трансляция себя в будущее, разумный консерватизм, рационализм, склонность к новым идеям, способность и желание постоянно повышать образовательный уровень, креативность, свежесть мысли, энергия, прагматизм, смелость, желание видеть свою республику и страну процветающими и благоприятными для проживания. Эта часть молодежи активно включена в политическую, экономическую и социальную модернизацию (молодежный парламентаризм, молодежное правительство, волонтерство, благотворительность, включенность в деятельность общественных организаций, научная деятельность, инновационный бизнес, трудовая миграция, социальная мобильность). Очень важно при этом понимать, что значительная часть этой молодежи преодолела соблазн западных потребительских ценностей.

Ценность достижения материального достатка значима для всех молодых людей, но цели у них при этом разные. Модернисты воспринимают материальный достаток в качестве ресурса для дальнейшего личностного роста (хотя при этом они также не забывают про повышение качества жизни), они хотят много работать и соответственно хорошо зарабатывать. Для традиционалистов же основной установкой выступает стабильная работа, дающая все социальные гарантии, материальный достаток, – это возможность достижения более высокого уровня потребления с потенциальной возможностью перехода на уровень так называемого «статусного» потребления.

Потенциал молодежи, как субъекта модернизации, еще не реализуется в полном масштабе, так как молодые люди являются заложниками социокультурных традиций, ставших архаичными в новых условиях глобального мира, который характеризуется большими объемами, скоростью и многообразием обмена информацией.

Решающую роль в процессе глобализации мира и «устаревания» традиционных социальных, экономических, политических и культурных практик сыграл слишком быстрый, можно сказать, взрывной рост коммуникаций во всем мире, в частности распространение Интернета - двигателя изменения социокультурной идентичности. Во-первых, информационный обмен стал мгновенно-многосторонним, во-вторых,- стремительным, в-третьих,- насыщенным способами и средствами обмена информацией, в-четвертых, - доступным, в-пятых, - объем передачи информации практически неограничен. Теперь можно не просто разжигать сигнальные костры и размахивать флажками, а передавать ощущения, вплоть до запахов.

Переход от традиционного к современному обществу сопровождается сменой практически всех жизненных представлений, системы приоритетов, рациональности, психического склада личности, доминирующей в обществе. Возникает противоречивое, а порой и взаимоисключающее, соотношение и взаимовлияние социальных и культурных особенностей молодежи, которая сочетает одновременно традиционалистские ценности почитания старших и ценности свободы, коллективизм и индивидуализм, духовность и ориентацию на стандарты жизни, присущие экономически развитому обществу.

Решение задачи включения молодежи в модернизационные процессы во многом определяется тем, насколько молодежь сможет совместить и гармонизировать в своей культуре традиционные ценности и ценности здорового индивидуализма, свободы творчества и самореализации. Лишь в этом случае возможен рост модернизационной активности, направленной на воплощение самобытного регионального варианта модернизации, в наибольшей степени отражающего интересы республики.

В нашем обществе, к сожалению, отмечается тенденция все большей ориентации молодых людей на комфорт, развлечения, рост ценностей материально-обеспеченной жизни, чисто экономической инициативы, которые повлекли за собой утверждение установок на жизненный успех в непременном сочетании с богатством и высоким уровнем потребления. Одновременно происходит усиление значения личностных ценностей над общественными.

Согласно исследованиям, проведенным в ноябре 2016 года Фондом «Общественное мнение», основными базовыми ценностями большей части молодежи являются хорошие семейные отношения  (75%), материальная обеспеченность, комфортные условия жизни (62%), здоровье (30%). Далее следуют интересная работа, профессиональный рост (26%), общение со знакомыми и друзьями (23%), самореализация, развитие (20%), романтические отношения, любовь (17%), служебный рост, карьера (15%), независимость, свобода (14%), увлечения, творчество (5%), популярность, общественное признание (1%).

С точки зрения традиций духовности и нравственности в этом ряду все правильно. Другое дело, если рассматривать эти показатели с точки зрения стремления молодежи к достижению высоких стандартов качества и образа жизни. В этом случае на первые места должны были выходить рациональность, профессиональное развитие, умение работать в команде, подчиняться руководству, успешность, карьера, свобода и независимость творчества.

Следует уточнить, что модернизацию не следует понимать, как стремление к западному обществу материального потребления, от которого немалая часть молодежи развитых стран в настоящее время отказывается в пользу творческой самореализации, общественно-полезной активности и социальной ответственности, не желая, чтобы в их обществе потребительские ценности вытесняли ценности общечеловеческие.

Согласно тем же исследованиям, более половины молодых людей считают, что без конкретной помощи государства и родителей они не смогут решить свои основные проблемы. Для молодежи главным условием обретения хорошей работы являются, в первую очередь, нужные связи и знакомства (77 %) и лишь затем – хорошее образование (35 %) и высокая квалификация (16 %). Более половины молодых людей считают, что надо выбирать профессию, обеспечивающую достойный доход, даже при том, что она не очень нравится, а также необходимо добиться высокого положения на работе, занять руководящий пост. При этом амбиции не соизмеряются с соответствующими знаниями, навыками, квалификацией, опытом, предпочтительным образом жизни.

Переоценивая необходимость «полезных» связей и знакомств, в то же время, более 60% молодежи не признают в качестве моральных авторитетов известных людей – ученых, деятелей культуры, политиков, спортсменов и т.д. Думается, причина здесь в потребительском отношении к людям, желание не научиться чему-нибудь у того, кто достиг успехов в жизни, встроиться в систему наставничества, а желание лишь использовать возможности «нужного» человека.

Следует отметить, сами молодые люди все же признают, что в некоторых сферах деятельности снижается значимость «нужных» связей и знакомств, необходимых для получения «хорошей» работы,  и возрастает значение высокой квалификации и знаний. Возросло значение для молодежи таких качеств, как дисциплинированность, исполнительность и ответственность. Но на прежнем низком уровне остаются, к сожалению, параметры «готовность трудиться с полной отдачей сил» и «обладание специальностью, которая сейчас высоко ценится работодателями».

Любая социокультурная традиционная среда содержит креативную и консервативную составляющие. С одной стороны, для молодежи республики характерны качества и стремления, необходимые для включения ее в процесс региональной модернизации. Такие качества, как целеустремленность и уверенность, готовность преодолевать трудности ради достижения цели, предприимчивость, умение находить лучший выход из сложной ситуации, мобильность, открытость всему новому, можно рассматривать как источник инновационных преобразований. Отсутствие боязни ошибаться – важнейшая черта инновационного поведения молодёжи, которой легче создать что-то совершенно новое, чем заимствовать слепо ранее сформированные технологии, идеи, социокультурные практики. Эти качества позитивно сказываются на успешности преобразований во всех сферах жизни в республике.

С другой стороны, молодежь подвержена гипертрофированному влиянию устаревшей политической, экономической, социальной традиции, которой свойственна локальность, замкнутость, цикличность существования, воспроизводство одних и тех же навыков.

Именно это и является причиной  преобладания стереотипов над инновациями, господства мировоззренческих ценностей над инструментальными, нацеленность производства лишь на современное потребление, отсутствие производства «ради будущего». Формируется особый психологический склад личности молодого человека - недеятельная личность. Наблюдается ориентация на «застывшее» мировоззренческое  знание, а не на рациональность с опорой на точные науки и технологии.

Безусловно, традиционная культура во многом имеет решающее значение в воспитании духовности, нравственности, взаимного уважения и поддержки, почитания старших, что особенно важно в переходный период.

В то же время, мир переходит к информационному обществу, которое характеризуется отсутствием границ, открытостью, меньшим количеством ограничений.

Если мы любим свою республику и желаем ей развития, мы можем отказаться от стереотипов доиндустриального общественного сознания. Мы можем помочь молодежи осуществить социокультурную адаптацию к новым условиям жизни. Это позволит исключить негативное тормозящее влияние архаичных социокультурных практик на модернизационные процессы, но опереться при этом на общепризнанные сильные качества молодежи.

Мы можем способствовать тому, чтобы на смену историческим традициям достижения статусности, богатства, быстрого успеха «любой ценой» пришло понимание необходимости рационального подхода при выборе образа жизни, образования, профессии.

Это поможет формированию успешного будущего республики, воспитанию не просто трудовых ресурсов, а общества, способного воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал, который обеспечит устойчивое развитие Кабардино-Балкарии.

Залим Шибзухов

Поделиться

Читать также

Комментировать

Войдите, чтобы оставлять комментарии