Межрелигиозные отношения и внутриконфессиональный диалог

30.03.2016 - 12:44 Мнения Просмотров: 1,818
В Нальчике 23 и 24 марта состоялось заседание общественного совета СКФО, посвященная вопросам межрелигиозных отношений и внутриконфессионального диалога на Северном Кавказе.

Участники секции «Межконфессиональный диалог» выразили обеспокоенность растущим числом новых религиозных или псевдорелигиозных организаций. Было предложено создать экспертный совет из числа богословов, призванный давать оценку деятельности и регламентации деятельности таких организаций и прогнозировать развитие межрелигиозного или межнационального напряжения в связи с их деятельностью.

Начав разговор о межрелигиозных отношениях в первую очередь надо сказать о том, что нет каких-то чётких рецептов в этой области отношений. Любое мнение и любой рецепт будут носить субъективный характер. Потому что речь идёт не о законах механики или физики, а о законах человеческого бытия. Это самая сложная наука в мире и ею занимались лучшие умы человечества - Мухаммед, Иисус Христос, Кришна и Будда, и многие другие, такие как доктор Фрейд и Юнг.

Если мы хотя бы поверхностно почитаем религиозные книги популярные в России – Коран, Библию с Новым заветом, Бхагават Гиту, буддистскую Махаяну или Тору, мы везде найдем указания святых отцов, шейхов, гуру, раввинов на необходимость обращать особое и постоянное внимание своей душе, своему сердцу. Для гармонизации человеческой души духовными учителями человечества разработаны сотни эффективных методик, которыми пользуются единицы.

Изучая проблему межрелигиозных отношений мы не сможем придумать более действенных рецептов преодоления эмоциональных противоречий, чем нам ранее уже дали Мухаммед, Иисус Христос, Кришна и Будда. Однако почему-то сами носители религиозных доктрин, священнослужители далеко не всегда вспоминают заветы своих пророков.

Любая религия несёт в себе религиозный, философский и культурный аспекты. Все религии учат практики любви, взращиванию терпения и

умению прощать. Цель у всех одна, а вот философии разные. В чем цель этих философий? Они призваны вдохновлять нас на практику любви и сострадания, что бы человек стал счастливее. У разных людей разные ментальные наклонности, а значит им нужны разные философии. Это разность в религиозных философиях для человека благо и не должна быть разъединяющим фактором.

Ведь сами проблемы лежат не в сути религиозных учений, где принципы не убей, не укради, не прелюбодействуй и другие присущи всем, а в чувственном восприятии тех или иных религиозных норм. Почему определённые догмы религиозных учений приводят к настоящей вражде разных групп и доходят даже до смертоубийства, что крайне запрещается всеми истинными пророками? Потому что мало кто сегодня может сполна управлять своими эмоциями, чувствами. Таких людей мало и среди религиозных деятелей. Трудно себе представить, что бы Будда подрался с Мухаммедом из-за разности учений. А тем не менее недавно был случай, когда буддист убил мусульманина.

Взаимное уважение приходит, когда мы больше узнаем друг о друге. И такие встречи для этого весьма полезны.

Я всегда удивляюсь тому, как дети общаются друг с другом. Они не спрашивают друг друга, какому Богу они молятся и молятся ли вообще, они не спрашивают о богатстве семьи и социальном статусе. Они просто общаются, играются. Как у них это получается? Почему же человек чем больше набирает ума, тем становиться более сложным для общения? Мне кажется он теряет связывающую его нить от момента рождения и взрослого его бытия.

Любой диалог, любые отношения между религиями - это прежде всего отношения между взрослыми индивидами, личностями. Да мы можем создавать какие-либо временные диалоговые конструкции, но это только на время, а на какое время никто предсказать не сможет. Я же сегодня говорю о решении вопроса межрелигиозных отношений в более длительной перспективе, на долгие годы. Научите человека любить, быть добрым, помогите ему найти того внутреннего ребёнка, которым он когда-то был и мир станет спокойнее и красивее.

В первую очередь и религиозные организации, и светские образовательные учреждения должны обращать внимание на

эмоциональный фон человека. Нас учат математике, астрономии и это прекрасно! Но фактически никто и нигде не учит тому, как научиться контролировать свои чувства. Вернее сказать в отдельных случаях учат, но это просто отдельные учителя в отдельных редких случаях. Я говорю о России. В Израиле, Индии, буддистских странах таких учителей много, в Америке этим занимаются психоаналитики.

Один мой друг пять лет назад ездил на Кубу. Он рассказывал о том, что кубинцы живут крайне бедно, относительно нас, но при этом все весёлые и на вид счастливые. В Индии тоже все весёлые и счастливые, такие же Испанцы. В буддистском королевстве Бутан вообще существует министерство счастья, где ученные, монахи и чиновники занимаются только душевным состоянием подданных королевства.

У нас такого министерства нет, и вряд ли может быть, потому что даже трудно себе представить, что в РФ соберут в одно министерство чиновника, мусульманского муллу, христианского священника, буддистского монаха и иудейского раввина. У нас душевным состоянием человека, как известно, занимаются психбольницы. А стоило бы попробовать наладить межрелигиозные отношения хотя бы в рамках одного всероссийского ведомства. Глядишь, и дело пойдёт.

Такие встречи и обсуждения благое начинание, но этого недостаточно. Надо нашим органам государственной власти сделать смелый шаг – продумать и создать коллегиальный, постоянно действующий орган власти, куда войдут представители всех религиозных конфессий и государственные чиновники.

Заурбек Шахмурзаев, эксперт, клуб «Эльбрус»

Поделиться

Читать также