Кризис как диагноз

15.03.2017 - 15:42 Мнения Просмотров: 962
"Символом уходящего года для наших соотечественников стал кризис, -  отмечает в конце 2016 года исследовательский холдинг «Ромир», опросивший 1 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. - Тяжелая экономическая ситуация в стране затмила для россиян все остальные события как внутри России, так и за ее пределами".

Когда хочешь лучше понять настоящее, самое время оглянуться на прошлое. Классики поразительно точно увидели и описали законы общественного развития. И эти законы, так же объективно работают в природе, как физика и химия. Нравиться это кому-либо или нет. Порой ответы на вопросы, которые нас ставят сегодня в тупик, были даны еще сотни лет назад. 

Самым модным словом, оправдывающим все наши беды и объясняющим все наши проблемы последних лет, стал кризис. И самым популярным вопросом - когда же он, наконец, закончится?

Да никогда! Потому, что даже юноше, закончившему школу в советское время, известно, что кризис неизбежен и неотделим от рыночной системы экономики. Кризис будет затухать, нарастать, находиться в активной фазе, но как процесс будет идти всегда. С этим придется жить и к этому надо приспосабливаться. А было бы  у нас капитализма сколько нужно, а социализма – сколько можно, так и не боялись бы мы его так сильно, этого злого кризиса.

И тут возникает второй вопрос: почему нам, россиянам, все никак не удаётся к нему приспособиться? Да и вообще к системе рыночной экономики.

Причин, безусловно, много, но есть базовые, во многом определяющие основные процессы.

Одной из главных, на мой взгляд, причин является отсутствие экономистов. Нет, не людей с экономическим диплом, а реальных экономистов, знающих и понимающих рыночную систему. Беда наша в том, что ведущие экономисты страны, на чьё мнение вынуждено ориентироваться наше общество, на самом деле толком не понимают предмет, о котором они рассуждают. Все они - продукт советской системы политэкономии, которые в ходе перестройки, прочитав пару научно популярных статей, узнав о том, что есть некий Адам Смит, съездив пару раз на иностранные гранты за границу на экономические семинары, научившись делать презентации на международных форумах, решили, что теперь они светила новой российской экономики.

Взяв на вооружение постулат о том, что рынок отрегулирует все сам и обеспечит светлое будущее страны. Забыв о том, что есть еще и переходный период, который мы пытаемся проскочить, который предполагает  глубокий и системный анализ текущей ситуации, программные мероприятия по переводу экономики на новые рельсы. Не учитывая, какую важную роль на этом этапе должны сыграть плановая экономика и регулирующая роль государства. Не принимая во внимание даже элементарные законы экономики, в числе которых учёт ментальности и готовности жить по - новому трудовых ресурсов,   светила экономики занялись развитием нашей экономикой. 

Хочу отметить,  что не сомневаюсь в умственных способностях и, наверное, искреннем желании наших ведущих экономистов работать на благо страны. 

Но как может человек, который в своей жизни не открыл малое предприятие, не обеспечил работу даже одного газетного киоска, не узнал, как на практике общаться с армией проверяющих и чиновников, преодолевать реалии российского бизнеса и честно зарабатывать прибыль, рулить всей экономикой страны? 

Ещё одна наша беда, во многом ставшая системообразующей, заключается в том, что мы ошиблись, выбирая себе учителей. В самое ответственное время учителями наших будущих светил в экономике, как мы помним, стали советники «из-за бугра». И, к сожалению, основным уроком, который они нам преподали, стало воровство и разбазаривание общенационального богатства. Не могу сказать, что урок этот прошел бесследно.

И может, дело не только в том, что он самый доступный, легкий в усвоении, не требующий напряжения мысли и упорного труда, но и в том, что это был единственный урок, преподанный нам  на практике. Не теоретиками от экономики, конструкторами «пробирочного капитализма», а практиками и знатоками своего дела.

Плох учитель – слаб ученик. 

Сделав неправильный выбор, и жаловаться теперь не на что, кроме, разве что, кризиса, ставшего не только универсальным оправданием наших неудач, но и постоянным состоянием наших экономики, жизни, а также духа. И символом не только ушедшего года, но и наших собственных ошибок.

Борис Паштов, председатель Комитета парламента КБР по культуре, развитию институтов гражданского общества и СМИ

Поделиться

Читать также

Комментировать

Войдите, чтобы оставлять комментарии