Каким должно быть дошкольное образование

27.10.2014 - 16:12 Мнения Просмотров: 4,947
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её существования.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является  первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».

В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

Федеральный государственный образовательный стандарт, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т. д.). В дошкольном образовании результат неотделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Поэтому в образовательном процессе и важно СОДЕЙСТВИЕ ребёнка и взрослого (педагогов и родителей). 

Если мы говорим о дошкольном образовании как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольной организации – научить ребёнка хотеть учиться. Готовность к школе – это не только и не столько умение считать, читать, писать. Это, прежде всего, понимание, что школа – это место, где ребёнок научится всему этому, где он приобретёт новых друзей, где он узнает много нового. А для этого ему нужно научиться быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. Обучение чтению и счёту не должно быть  целью дошкольного образования. Это побочные продукты игровой деятельности, адекватной ребёнку дошкольного возраста. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.

Когда  мы говорим о реализации программы дошкольного образования, то имеем в виду, что стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение, нежели учебное занятие по типу школьного урока. Предполагается таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка, в которой он помогает герою этой ситуации найти выход из сложившегося положения или выполнить задание таким образом, чтобы всем стало хорошо. Дошкольники всегда готовы к подвигам. Хоть на Луну полетят, лишь бы всем помочь.   Главное, чтобы ребёнок понимал, что он делает и зачем ему это надо. Тогда он не просто добьётся результата, а будет понимать, что он уже в свои 3 или 5 лет успешен. 

С 1 января 2014 года стандарт введён в действие. Но это не означает, что с 1 января все детские сады начали работать по-новому. Для этого необходима большая подготовка. Потому что стандарт определяет требования к образовательным программам дошкольного образования, которых ещё нет, а без них мы не можем говорить о работе по ФГОС. Однако в условиях формирования реестра примерных образовательных программ образовательные программы должны быть разработаны и переработаны в соответствии с ФГОС ДО. До тех пор, пока каждый воспитатель не будет реализовывать в своей работе основополагающие принципы, невозможно сказать, что ФГОС ДО введен в практику. Главное - не столько содержание программы, оно изменилось мало с федеральными государственными требованиями, сколько то, как реализуются  принципы дошкольного образования.

Стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС ДО, но и работа с теми, кто будет его реализовывать.

С введением нового Закона об образовании разработан, утвержден и начнет работать с 1 января 2015 г. новый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В современной ситуации особый акцент ставится на самообразование воспитателей, возрастает актуальность методической работы.

Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. А для этого необходимо быть хорошо подготовленными теоретически и владеть педагогическими и психологическими технологиями.

Ф. Шогенова, заведующая лабораторией ГБОУ ДПО 

«Кабардино-Балкарский республиканский центр

непрерывного профессионального развития» МОН КБР

Поделиться

Читать также