В Приэльбрусье открыли мемориальную доску Юсуфу Тилову

06.08.2019 - 12:14 Люди
На станции маятниковой канатной дороги «Мир», на высоте 3500 метров над уровнем моря была открыта мемориальная доска, посвященная 40-летию присуждения Премии Совета Министров СССР, за разработку проекта и строительство Эльбрусского туристско-спортивного комплекса Тилову Юсуфу Исмаиловичу.  

На церемонии открытия собрались представители рода Тиловых, общественности Эльбрусского района, друзья и коллеги Юсуфа Тилова.

Заместитель директора по воспитательной работе средней школы поселка Нейтрино Зайнаф Джаппуева, обращаясь к собравшимся отметила, что открытие мемориальной доски, посвященное 40-летию присуждения одной из высших наград Советского Союза жителю Приэльбрусья – событие, которое сложно переоценить. 

«Старшее поколение жителей Приэльбрусья очень хорошо помнит одного из героев своего времени, которым был Юсуф Исмаилович Тилов. Он принадлежал к легендарному послевоенному поколению национальных кадров, которому довелось быть первопроходцами в создании уникального туристического комплекса, известного сегодня на весь мир. Заслуги Юсуфа Исмаиловича и созданной им строительной бригады гремели на весь Советский Союз, они сделали то, что до них не удавалось сделать никому – построили надежную инфраструктуру посреди ледников, морен и камнепадов, на невиданной  до этого высоте, которая исправно работает и по сей день. Мы гордимся подвигами этих людей и хотим, чтобы о них знала молодежь и современники», отметила З. Джаппуева.

Из биографии Юсуфа Тилова известно, что он родился 10 ноября 1950 года в Каскеленском районе Алма-Атинской области Казахской ССР. В семье было четверо детей. Из Казахстана на историческую родину в Кабардино-Балкарию семья вернулась в 1957 году, сначала в Нальчик, а в 1958 году в поселок Терскол. В 1970 году он окончил Прохладненский сельхоз техникум. С 1970 по 1972 годы служил в рядах Советской армии (ВДВ, совершил 130 прыжков с парашютом). С 1973 года работал в СУ-9 треста «КАББАЛКПРОМСТРОЙ» в поселке Терскол на строительстве объектов спортивно-туристического комплекса «Приэльбрусье». Для строительства объекта «Маятниковая пассажирская канатная дорога на гору Эльбрус» на высоте свыше 3000 метров над уровнем моря  Юсуфу Тилову поручили создать строительную бригаду из числа подготовленных профессионалов с хорошими физическими данными. Он создал эту бригаду, которая примером, трудолюбием, оптимизмом и с чувством юмора смогла выполнить все поставленные задачи, создав множество строительных прецедентов и опробовав доселе неизвестные на практике технологии. За эти героические усилия и труд, в августе 1979 года он был удостоен премии Совета Министров СССР. Его примеру последовал и младший брат Зейтун, на строительстве высокогорной обсерватории ГАО АН Украины на пике Терскол, а старший брат Хусей был одним из лучших каменщиком СУ-9.

На фото: Тилов Юсуф Исмаилович

Заслуженный спасатель Российской Федерации, основатель Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда Борис Тилов рассказал, что род Тиловых внес большой вклад в освоение Приэльбрусья. По его словам нынешний поселок Нейтрино стоит в урочище Губасанты, где находилось родовое поселение Тиловых, а близ современной поляны Азау находилось историческое летнее стойбище, где Тиловы пасли свой скот. После возвращения из депортации, начиная с 1958 года, представители рода Тиловых, плечом к плечу с односельчанами и приезжими специалистами принимали самое активное участие в строительстве объектов инфраструктуры будущего всесезонного курорта «Приэльбрусье». Однако в силу природной скромности никто из них не просил для себя высоких наград и поощрений, потому, что не считали, что заслуживают большего, чем другие. 

На фото: Строительство станции канатной дороги "Мир" (3500 метров над уровнем моря), 1973 год

По методике проекта Юсуфа Тилова была заложена основа новых технических решений. Это была первая в стране подобная практика, не имеющая прецедентов. Из уникальных технических решения при строительстве канатных дорог следует отметить возведение металлических опор канатной дороги на Эльбрусе, которые весят каждая свыше 200 тонн. Изначально ее планировали собирать методом наращивания, однако бригада Юсуфа Тилова приняла решение собрать ее на земле и поднять с помощью эстакады и портального приспособления. Работы шли четыре месяца совместно с монтажниками «Союзлифтмонтажа». Подушка под опоры была залита и врыта в землю на глубину в 20 метров.  Тот способ не только показал свою жизнеспособность, но и помог сэкономить свыше 170 тысяч советских рублей – сумма колоссальная по тем временам. Не меньшей победой стала гусенечная трасса на Старый Кругозор, которую проложил член бригады Назир Беккаев – отец нынешнего генерального директора АО «Курорт-Эльбрус» Хисы Беккаева. В реальности этой дороги в столь короткий срок сомневались все, но благодаря его героическому подвигу, с риском для жизни удалось уложиться во всесоюзные сроки сдачи объекта в эксплуатацию. При строительстве станции «Мир» бригада Юсуфа Тилова также реализовала смелое решение, где вместо железобетонных конструкций использовались металлические. В итоге станция была установлена под углом в 45 градусов и выдерживает напряжение в пять тысяч тонн. Станция стала самой высокогорной канатной дорогой в Европе.  

На фото: Первая гусенечная техника на месте будущей станции "Мир", под управлением Назира Беккаева - члена бригады Юсуфа Тилова, 1973 год

Во время строительных работ трагически погиб родной брат Юсуфа - Рашид, работавший водителем тягача, чей грузовик из-за отказа тормозов опрокинулся в районе пика Терскол, на высоте 3500 метров над уровнем моря. За мгновение до гибели он успел вытолкнуть своего пассажира из кабины, но сам спастись не успел. После этой трагедии для Юсуфа и его бригады, завершение строительства стало вопросом личной чести.

На открытии памятной плиты также присутствовали родные братья Юсуфа Тилова: Хусей и Зейтун, которые также работали под его руководством и посвятили строительному делу всю свою жизнь. По словам Хусея Тилова, Юсуф был очень скромным, никогда не желал для себя публичной похвалы, однако результаты работы его бригады гремели на весь Советский Союз. В 1973 году Юсуф направил в Москву телеграмму, на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева о принятых социалистических обязательств по долгосрочному выполнению годового задания. За отличные показатели на производстве он был неоднократно награжден знаками «Победитель соцсоревнований», почетной грамотой трест «Каббалкпросмтрой», был избран делегатом XXI съезда профсоюзов.  

«Юсуф  трагически ушел из жизни в 1985 году, в возрасте 35 лет. Мы точно знаем, что он был представлен к званию «Герой Социалистического труда», однако награду так и не успели вручить в связи со скоропостижной его кончиной», отметил Хусей Тилов.  

По словам родственников и друзей, в ближайшее время рядом с памятной табличкой также будет установлена информационная плита, рассказывающая о героическом пути строительной бригады Юсуфа Тилова. 

Тенгиз Мокаев

© РИА «Кабардино-Балкария», 2019

Поделиться

Читать также