Орнаменты Фаризат Карамурзовой

14.07.2015 - 12:24 Люди Просмотров: 9,096
Фаризат Карамурзова – художница, которая занимается адыгским орнаментальным искусством на протяжении всей жизни. И в ее семье рисует орнамент уже не одно поколение.

В своих работах она использует разнообразие цветов фона и узора, но в работах художника есть последовательность в выстраивании геометрии  рисунка. Композиция всегда завязана в форме креста, круга, звезды или розетки. На кресте или звезде, часто вписанных в круг, иногда добавлены ассиметричные, стерневые или фризовые импровизации. Выбор таких форм рисунка позволяет судить о строгости в отборе художественных средств и о принципиальности в отношении к национальной традиции.

Хотелось бы также отметить, что орнамент прорисован Фаризат до мельчайших деталей, и такая строгость и тщательность в ее работах на самом деле приятна глазу.

Вышло в свет пять изданий (альбомы, буклеты, календари) с ее работами.

Первая персональная выставка Ф. Карамурзовой «Адыгский орнамент» была организована в 1996 году в Национальном музее КБР. А затем было еще 9 выставок, в том числе и за пределами республики.

Её рисунки нашли своих почитателей в музеях и частных коллекциях как на родине, так и за рубежом.

 

Корреспондент РИА «Кабардино-Балкария» встретился с художницей.

РИА «КБР»: – Как вы полагаете, орнамент должен оставаться всегда классическим?

Ф. К.: – Нет, потому что орнамент – это почерк эпохи, и, учитывая тенденции в современном искусстве, орнамент тоже будет меняться. Например, если сравнить орнаментальные работы моей бабушки Масс Карамурзовой (XIX–XX вв.), моего отца Мухамеда Карамурзова (ХХ в.) и мои, то они отличаются. У бабушки – это вышивка золотом «дыщэ идэ», «бэзэр идэ», у моего отца присутствовали уже «голубь мира», «серп и молот». В моих работах воплощено больше фантазии, свободы мысли или даже полета. На мой взгляд, работы и темы напрямую зависят от времени, в котором мы живем.

РИА «КБР»: – На ваш взгляд, современные модные тенденции должны влиять на современный рисунок?

Ф. К.: – Однозначно, модные тенденции будут влиять или даже влияют на орнаментальные работы. Некоторые мои работы, можно сказать, более абстрактные, другие – более классические. Зависит от того, над какой темой я работаю.

РИА «КБР»: – Ваши орнаментальные рисунки получили отражение в пошиве национальной одежды? Были они в исполнении какого-нибудь модельера?

Ф. К.: – В 1996 году я разработала ряд орнаментов для костюмов Мадины Хацуковой. На моей первой выставке в Национальном музее КБР были представлены национальные костюмы Мадины Хацуковой с моими орнаментами. Была очень увлекательная совместная работа.

РИА «КБР»: – Вы занимаетесь этим искусством, унаследовав талант от бабушки. А у вас есть продолжатели из вашей семьи в новом поколении?

Ф. К.: – Пока могу сказать за своего младшего брата Харабия, он тоже увлекается орнаментами, создает удивительные работы. Но стиль у него немного другой. Частыми и любимыми элементами в его орнаментике являются растительные мотивы.

РИА «КБР»: – Ваши планы на ближайшее время, что вы хотите создать, выпустить или разработать?

Ф. К.: – Стараюсь идти в ногу со временем. Учитывая то, что сейчас интернет-пользователей больше, чем, может быть, даже телезрителей,  хочу открыть свой сайт и размещать там, например, ролики со своими работами. Работаю над созданием новых работ. Однозначно – выставки.

РИА «КБР»: – Чем вызвано подавляющее преобладание вертикального формата ваших картин?

 

Ф. К.: – Мы горцы, видим каждый день горы, уходящие ввысь. Мы впитываем в себя эту атмосферу, это влияет на наш характер, отражается на наших работах, соответственно и вертикальных работ больше.

РИА «КБР»: – Чем вы руководствуетесь в выборе цвета в картинах? Глаз обычного человека различает около 150 основных цветов, профессионала – до 10–15 тысяч цветов.

Ф. К.: – Я подбираю цвета на подсознательном уровне. Классический орнамент должен состоять только из двух цветов.

РИА «КБР»: – При разработке нового рисунка орнамента вы его подразумеваете воссоздать на одежде или предметах быта или видите исключительно как картину?

Ф. К.: – Смотря над чем я работаю. Если мои орнаменты нужны для одежды – то соответственно работаю в этом направлении. А бывает, что просто работаю над экспозицией орнамента.

РИА «КБР»: – Что для вас орнамент? Что вы хотите сказать с помощью своих работ?

Ф. К.: – Орнамент – это часть культурного наследия народа. Своими работами хочу приумножить и сохранить для будущих поколений это искусство. Хочется, конечно, чтобы лет через сто моими работами могли бы радоваться, чтобы это искусство не исчезло.

© РИА "Кабардино-Балкария", 2015

Поделиться

Читать также