Культура Побеждающий хаос

Побеждающий хаос

Появление в литературном пространстве Мухамеда Огузова - человека зрелого, убежденного в необходимости и верности того, что он делает, удивило и взволновало многих.

Согласитесь, что в наше время удивить достаточно трудно, но практически невозможно взволновать отодвинутыми на второй план литературным произведением и художественным словом. Мухамеду Огузову это удалось, потому что в спутавшемся клубке понятий и нравов, смешанных с низменными интересами и желаниями духовных ценностях ему удалось уловить главную нить, уверенно потянуть её и передать своим смущенным хаосом читателям.

«Мой путь» - назвал Мухамед Огузов свою самую известную читателю книгу, и именно этот путь, который защитник справедливости и поэт превратил для себя в путь к истине, объясняет сегодняшний его успех. Не правда ли, удивительное сочетание - блюститель закона и поэт-романтик?! Но именно такая сочетанность является отличительной чертой рыцарства. Рыцаря самого широкого кавказского пространства Духа.

Пространство это - место пересечения его жизненных интересов и духовных устремлений, и своим гражданским и поэтическим долгом Мухамед считает защиту этого пространства.

Чтобы понять творчество, очень важно знать, каковы его истоки. «Чтоб горы не знали позора» - называется первая книга Мухамеда Огузова, и в этом названии, на мой взгляд, и кредо, и все движущие поэтом силы. Ещё в ранней юности узнал Мухамед о том, что в своём образе жизни и действий горцу следует ориентироваться на горы. Для абазин и адыгов Главной Горой является Эльбрус, он есть главная точка отсчёта и главный ориентир.

Мухамед Огузов является выходцем из древнего абазинского рода Огузовых. Племена огузов, как известно, имеют очень давние исторические корни, но так случилось, что осколки их осели в Кумской долине недалеко от подножия Эльбруса. И хотя Мухамед родился в с. Залукокоаже Кабардино-Балкарии, генетическую наследственность и память никто, как говорится, не отменял. К тому же отец Мухамеда, Назир, до конца своей жизни сохранял в семье и язык, и нравы абазин, а будущий поэт каждое лето проводил в родовом селении - Красном Востоке. Не сказать о влиянии Красного Востока на формирование характера и понятия о духовных ценностях будущего поэта - не объяснить истоков его творчества.

Село Красный Восток - это самое старинное абазинское поселение на нынешней территории. То ли в силу географического расположения, то ли благодаря особо сильной генетической наследственности, то ли вследствие особых взаимоотношений, сложившихся в этой точке пересечения горских координат, но здесь рождаются сильные духом, имеющие непоколебимое чувство собственного достоинства и мужества люди.

А ещё у них с детства перед глазами эталон гордости и чистоты - Эльбрус. «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт»-это не для горцев, не для красновосточных. Взгляд горца - только в высоту. Орёл не опустится на равнину, его местообитания - на вершинах. Любой мальчишка из Красного Востока знает об этом.

Об этом Мухамеду всегда говорил дедушка Гали. Он рассказывал внуку о том, что вся жизнь - восхождение на крутой склон, но надо идти туда, вверх, по вертикали. У абазин даже есть специальный термин, выражающий подъем по трудному склону, - гIвадахъра. «Вот эта самая «годакра» и есть суть нашей жизни», - говаривал дедушка, который впечатал в сознание внука национальную логику мышления, национальное мироощущение, законы горского бытия и этикета.

И создавая свои произведения, Мухамед Огузов исходит из своей сути, он творит о народе и творит для народа; вольно или невольно он оперирует категориями абазинского сознания, абазинской духовности - абазара. Какую же особенную печать несут на себе абазины - часть общечело­веческой породы и природы? Наверное, большую открытость, искренность, чуткость. Всё это пульсирует в произведениях Огузова, в которых нет ни нотки фальши, ни тени притворства. Он открыт перед читателем, как перед Богом.

Я знаю, что нет ни одного читателя, слушателя, кого бы до самых потаённых уголков души и совести не пронизали бы слова «Молитвы» - одного из самых сильных по эмоциональному воздействию произведений Мухамеда Огузова. Совершенно точно, что люди со встреч с Огузовым уходят, унося с собой чувство обновления и необходимости что-то изменить и своей жизни, с необходимостью смотреть в высоту.

Лучшим свидетельством силы той связи, которая возникает у поэта с его читателями, является случай в его родном селе Залукокоаже, когда во время творческого вечера Мухамеда Огузова в зале погас свет!.. Ни один зритель не шелохнулся! В полной темноте продолжался диалог поэта с народом.

Хаос исчезает под воздействием животворящего поэтического слова Огузова. Как же можно достигнуть такого эффекта? Только чистыми помыслами, только искренним словом, идущим из глубины души, только собственной устремлен­ностью ввысь. Хаос можно победить только упорядочен­ностью и гармонией.

Свидетельством того, что Мухамед Огузов пришел к гармонии, что он в ладу с самим собой, являются его стихи о вере, о Боге. Он не фанатик, доходящий до исступления, он не обличает, не клеймит. Он словом своим и делом своим показывает необходимость носить в себе Бога, находить в себе силы жить по божьим законам, не забывать о том, что, собственно, сама жизнь состоится по воле божьей.

Для меня очень важно, что такая животворящая поэтическая мощь сосредоточена в представителе моего народа. Абазины - один из самых древних народов мира. Об этом свидетельствует сам язык народа, который насчитывает самое большое количество звуков, который сохранил очень архаичные грамматические конструкции. Тысячелетние испытания и невзгоды сократили наш народ до малочисленного. И у меня ощущение, что сила, сжавшая возможности народа, как пружину, под воздействием творчества Огузова вдруг с точностью до наоборот развернулась и вытолкнула в мировое литературное пространство все лучшие помыслы и чувства поэта-абазина.

Мухамед пишет на русском языке. Он отлично знает родной абазинский язык, и пусть придёт время, когда он будет писать по-абазински. Это важно. Но важно и другое - что он не стремится замкнуться в рамках своего только народа.

А ещё очень важно вот что - что бы Мухамед ни сказал по-русски, мы слышим это по-абазински. Важно, что поэт всегда призывает смотреть на вершины гор и видеть над ними Бога.

Не могу не привести ещё один поразительный факт из биографии Мухамеда, может быть самый знаковый и вырази­тельный из всего вышесказанного.

Будучи прокурором Баксанского района и в связи с необходимостью там проживать, Мухамед затеял строительство дома. Завершение крыши уже ознаменовало окончание постройки, и Мухамед поднялся в мансардную часть. И тут строители, ожидавшие только слова похвалы и благодарности, испытали самое настоящее потрясение. Хозяин, сам огорчённый сделанным «открытием» и предстоящей работой, попросил: «Ребята, прошу понять меня правильно, и я берусь всё вдвойне оплатить, но конструкцию крыши нужно поме­нять - и тогда будут видны мои любимые горы Эльбрус и Казбек...» Что можно к этому добавить?

Добавлю то, что искренняя вера Мухамеда даёт ему всю силу и энергию, необходимую для преодоления нечеловеческих порой перегрузок. В пространство молитвенного коврика он умещает весь свой мир, оттуда же он берёт силу и ясное видение своего жизненного пути.

Новая книга Мухамеда «К вершинам своим я иду без оглядки» - новая веха восхождения на жизненную вершину, и на этом пути он решает и свои поэтические задачи. Очень радует, что он уделяет поэзии серьёзное внимание - он ищет новые художественные возможности, спектр действия и воздействия его поэтической энергии всё больше увеличивается. Предела возможностям в поэзии, как и в любом творчестве, нет, поэтому пожелаем Мухамеду Огузову бесконечно новых поисков и находок, чтобы он не утерял своей способности увлекать читателей на крутые, но прекрасные склоны жизни.

Лариса Шебзухова, член Союза писателей и Союза журналистов РФ, народный поэт КЧР

Поделиться новостью

Информация

Z Скорбим Адаптационная комиссия

Нужна помощь