Культура Музей в меняющемся мире

Музей в меняющемся мире

Любая культура народов определяется  накоплением материальных ценностей во временном периоде. Как сохранить историю народов, проследить временную цепочку и сохранить для потомков свидетельства давно минувших дней. Эти функции испокон веков несут на своих плечах музеи, являясь хранилищами гордости за свою страну.

С 1921 года во имя охраны наследия времен несет неутомимую службу Национальный музей Кабардино-Балкарской республики. За это время хранилища музея накопили большой, не имеющий цены материал. Пережив свой век, войну, саму страну, его создавшую, непростые для культуры и искусства времена, этот музей выстоял и переживает период обновления.

О работе Национального музея КБР в интервью корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» рассказал его генеральный директор, кандидат исторических наук Феликс Наков.

РИА КБР: - Феликс Русланович, расскажите о специфике работы Национального музея как учреждения культуры.

Ф. Н.: - Наш музей является самым крупным в республике, имеет восемь филиалов в разных ее районах. Говоря о специфике работы музея, хотелось бы отметить, что любой музей  – это та организация, которая по формату работы сильно отличается от большинства учреждений, подведомственных Минкульту, являясь во многом научно-исследовательским учреждением. Сама деятельность музея во многом связана с археологией, этнографией, поэтому иногда со стороны общественности возникает недопонимание задач музея. Его рассматривают как залы с экспозициями и выставками, а это лишь небольшая часть айсберга, остальная работа остается непубличной.

Музей является своего рода лицом республики, так как люди, посещающие Нальчик с туристическими или культурными целями, в первую очередь начинают знакомство с нашим краем именно с посещения музея. И оттого, как будут выглядеть этот музей, во многом складывается первое  впечатление гостей и жителей республики о ее природно-историческом достоянии.

За много лет работы у нашего музея сложились  хорошие связи с центральными музеями страны и зарубежья. Мы также восстановили связи с музеями Юга России. Достигнута договоренность о прохождении в нашем музее стажировки сотрудников Югоосетинского музея, планируется провести ряд совместных выставок в Абхазии.

Коммуникация с разными музеями дает нам возможность показывать людям сокровища других регионов, приобщать их к истории не только в головном музее, но и в районных музеях.

Отдельно хочется сказать о сотрудничестве с Ростовским областным музеем краеведения, работая с которым мы получаем ценный опыт реэкспозиции и внедрения новых методов. По структуре и направлениям работы этот музей схож с нашим, имеет ряд филиалов в области. У них, как и у нас, имеются очень интересные коллекции по палеонтологии, археологии, есть чем поделиться и что перенять. Хороших результатов работы достиг филиал Ростовского областного музея в городе Азове. Своевременная его модернизация, изменение подхода к преподнесению информации привели к тому, что он занял достойное место в области туризма, а также в работе городских служб. Каждый год там проходит грандиозное историческое шоу-реконструкция событий по взятию турецкой крепости казаками в 1637 году. Данное мероприятие собирает многие тысячи людей, которые посещают музей, приобретают сувениры, тратят деньги на проживание и питание. Получается, что те средства, которые вкладывает администрация в развитие музейного дела в Азове, приносят ощутимые дивиденды городскому бюджету.

РИА КБР: - Какие изменения в работе музея ожидаются в будущем?

Ф. Н.: - Внешний вид музея имеет, безусловно, большое значение в работе любого музея. К сожалению, финансирование определяет тот объем работ, который мы можем себе позволить. Долгое время у музея не было средств на ремонт помещений, сегодня ситуация хоть и медленно, но меняется, и в данный момент мы находимся в состоянии ремонта, уже отремонтированы три зала. Следующим этапом, при наличии финансирования, должна стать замена экспозиционного оборудования, стендов в соответствии с современными музейными технологиями.

В современном мире музеи и библиотеки должны меняться вместе с меняющимся миром, так как старые формы преподнесения информации либо не работают, либо от них нужно отходить. Главной фишкой музея всегда было и остается прикосновение к оригиналам, когда человек может воочию увидеть предметы, являющиеся доказательством существования материальной и духовной культуры разных эпох.

Хранилище музея сегодня насчитывает порядка 150 тысяч экспонатов, на постоянной экспозиции - порядка 7 тысяч. Большой проблемой и одной из первоочередных задач является обновление тематических экспозиций нашего музея, которая занимает семь залов и не менялась более 50 лет.

Реэкспозиция любого музея – процесс длительный. Мы, конечно, всячески стремимся к созданию новой экспозиции, но нужно понимать, что это огромная, длительная и очень дорогостоящая работа. К примеру, даже при наличии денег обновление только одного зала истории 20 века займет до полугода.

В будущей экспозиции этого зала нужно заполнить «белые пятна», так как те идеологические рамки, в которых трактовалась история 20 века, изменились кардинально, возник целый пласт новой информации по белогвардейскому движению, Кавказской войне, депортации народов. Сделаны открытия в области археологии и палеонтологии. Все это требует обновления экспозиции не только с точки зрения нового оборудования, подачи материалов, но и концепции самой экспозиции, ее научного содержания и эстетической подачи.

РИА КБР: - Какую работу по улучшению качества работы музея вы сейчас проводите?

Ф. Н.: - В последнее время мы провели ряд удачных выставок мастеров, которые оставили после себя приятное послевкусие, получив опыт по внедрению современных методов преподнесения информации. После успешного проведения выставок по тематике войн в Афганистане и Абхазии нами принято решение частично ввести данные блоки в постоянную экспозицию.

Нами также подготовлен ряд грантовых проектов по палеонтологии, включая экспериментальные исследования. Если проект будет реализован, мы сможем сделать выставки по хоботным животным, населявшим территорию Кавказа в Третичном и Четвертичном периоде. Это позволит оживить работу музея и привлечь на выставки большое количество людей.

Чтобы обновленная экспозиция не загромоздила залы, мы планируем использовать новые музейные технологии – современные мультимедийные средства в музее.

К новым формам работы, которые мы активно развиваем, относится также «ночь искусств», впервые инициированная музеем Лувра и перенятая музеями всего мира. Когда мы впервые провели ее в 2013 году, интерес со стороны общества был проявлен настолько большой, что это стало для нас полной неожиданностью.  

РИА КБР: - Как сказывается развитие интернета и других электронных форм информации на работе музея?

Ф. Н.: - Сегодня часто декларируется утверждение, что музеи и библиотеки для общества более не актуальны, а их поддержание государством приводит только к растрачиванию денег. Утверждение, конечно, имеет смысл, однако то же самое говорили о театре, когда появился кинематограф. Действительно, была жаркая борьба за место под солнцем, однако в итоге и театр, и кинематограф заняли свое место в жизни людей. Сейчас мы активно наблюдаем трансформацию музеев, библиотек, и я полагаю, что в будущем произойдет то же самое. Музеи сейчас активно проникают в новые сферы общественно-культурной жизни – это приложения к смартфонам, благодаря которым люди могут знакомиться с фондами музеев виртуально, а потом прийти и посмотреть вживую.

Любая застывшая форма со временем погибает. Я отдаю себе отчет, что формат работы нашего музея, сложившийся за полвека, не позволит ему успешно функционировать в будущем. В то же время музей нельзя превращать в инновационную площадку, где технологии вытеснят традиции. Ведь потерять историю можно в одночасье – восстановить ее невозможно. Я называю это разумным консерватизмом. Отработанные столетиями традиции музейных работ нужно сохранить, внедряя современные методы преподнесения материала.

Мы приложим все усилия, чтобы эти изменения  были не разрушительными для музейной работы и стаи максимально комфортными для наших сограждан.

РИА КБР: - Какую кадровую политику вы проводите?

Ф. Н.: - Я бы хотел отдать должное сотрудникам нашего музея, которые самоотверженно проработали в нем по 30–40 лет и на плечах которых музей выстоял в самые тяжелые времена. Интересный факт, о котором знают немногие: музей работал даже во время фашистской оккупации Нальчика в 1942 году.

У нас есть костяк сотрудников, который позволяет сохранять опыт, знания и разумный консерватизм. При этом за последние годы у нас появился целый пласт молодых сотрудников, которые имеют новый взгляд на работу музея, более подвижные, креативные и смелые.

Коллектив, который работает в музее, имеет высокий профессиональный уровень, и это отмечают все организации, которые с нами сотрудничают.

Мы делаем ставку именно на молодых людей, которые имеют историческое и музейное образование. При поддержке Минкульта готовы по целевым программам направлять студентов из КБР в ведущие вузы страны  для обучения новым формам работы центральных музеев. У нас очень большая проблема с отсутствием реставраторов по разным направлениям, решить которую пока не получается, но при первой возможности мы к этому вернемся.

РИА КБР: - Прошлый год в стране был объявлен Годом культуры. Что принесло это музею?

Ф. Н.: - Во-первых, большое внимание общественности, во-вторых, более пристальное внимание руководства республики. Мы отработали целый пласт музейных приемов и шоу-программ,  которые расшевелили культурную жизнь в республики. Мне бы очень хотелось, чтобы Нальчик, как в прошлые годы, соответствовал определению «культурной столицы» республики, люди стремились в учреждения культуры, познавали, узнавали новое и культурно обогащались.

РИА КБР: - Что бы вы хотели пожелать сегодняшним и завтрашним посетителям музея?

Ф.Н.: - Во-первых, я бы хотел, чтобы все люди радовались встрече с историей, искусством и культурой, восхищались уровню культуры, который достигли наши народы, населяющие великую страну. Во-вторых, я хочу, чтобы мы все порадовались тому, как это сохраняется и преподносится.  Мы смотрим с оптимизмом в будущее, будем и дальше всеми силами и средствами стоять на страже нашего наследия, чтобы все видели более объемную историю, которая позволяет гордиться своей страной, своими близкими в этой истории!

Тенгиз Мокаев

© РИА «Кабардино-Балкария», 2015

Фотографии: Тимур Агиров

Поделиться новостью

Информация

Z Адаптационная комиссия

Нужна помощь