Культура

Бияслан Атабиев: «Исторические ценности надо срочно спасать!»

Без прошлого не может быть будущего, считает главный государственный инспектор по КБР и КЧР Кубанского управления Министерства культуры РФ Б. Х. Атабиев. Бияслан Хакимович рассказал корреспонденту информационного агентства «Кабардино-Балкария» о положении дел в сфере охраны памятников культурного наследия в Кабардино-Балкарии.

- Наше управление выполняет контрольно-надзорные функции по сохранению и использованию объектов культурного наследия, таких как археологические объекты, архитектурные памятники, памятники монументального искусства, музейные фонды, книжные памятники, хранящиеся в Национальной библиотеке КБР.

Результаты, полученные в ходе проводимых проверок, и радуют, и огорчают одновременно. С одной стороны, нам удалось создать в течение последних трех лет Управление по государственной охране памятников  при Министерстве культуры КБР, но в тоже время экономические проблемы не лучшим образом сказываются на деятельности этого государственного органа. Хотя в последние пять лет в КБР действовала  программа по сохранению культурного наследия, по этой программе из республиканского бюджета не было выделено ни одного рубля. Финансирование же охранных мероприятий памятников культуры, наиболее подверженных антропогенному воздействию и, следовательно, рискующих быть безвозвратно утраченными, по государственной программе, принятой на 2013-2017 годы, составляет всего 0,2%. Более того, даже те мизерные деньги, которые закладываются в рамках государственной программы в размере 16,5 миллиона рублей - это всего навсего субвенции из федерального бюджета, и никакого отношения к местному бюджету они не имеют. Руководство КБР публично заявило о том, что впервые выделены такие большие средства на сохранение культуры республики, но при этом умалчивается то обстоятельство, что финансово республика не принимает никакого участия в этом вопросе.

При этом разработчики указанной программы отмечают, что объекты культурного наследия по большей части находятся в неудовлетворительном состоянии, их физическая сохранность вызывает огромные опасения. Мониторинг их состояния, проводимый нами постоянно, свидетельствует о том, что процессы разрушения исторических памятников принимают катастрофический характер. В первую очередь, это касается объектов архитектурного наследия: боевые башни, замки, феодальные резиденции, сосредоточенные в верховьях рек Черек, Чегем, Баксан.

Здесь  наибольший вред наносит антропогенное воздействие - преднамеренное и целенаправленное разрушение отдельными лицами памятников истории и культуры. Физическую их охрану обеспечить невозможно в силу большой удаленности от населенных пунктов. К этому добавляется еще и фактор природных воздействий. Трещины, образующиеся в стенах этих архитектурных сооружений в зимний период, заполняются льдом, имеющим свойство расширяться и тем самым разрушать каменную кладку.

Те меры, которые применяются органами исполнительной власти по их сохранению, практически  сведены к нулю, поскольку заявки, которые подавало Министерство культуры КБР для участия в федеральной целевой программе «Культура России», не удовлетворены на 99%. Лишь в конце этого года было выделено около 700 тысяч рублей для проведения охранных мероприятий на Заюковском некрополе. Все остальные объекты, сохранение которых имеет первостепенное значение, находятся в ужасающем состоянии.

В частности, мы наблюдаем процесс фактического уничтожения замка Джабоевых - одного из грандиозных памятников средневекового фортификационного зодчества Балкарии, который только на протяжении последних 20 лет потерял не менее 50% своего физического объёма.

Имели место факты разбора на строительный материал местными жителями не только памятников, находящихся на государственном учете, но и объектов, представляющих несомненную культурно-историческую ценность, но до сегодняшнего дня не получивших статуса памятников культурного наследия республиканского значения. Это касается заброшенных высокогорных населенных пунктов после выселения балкарцев в Среднюю Азию в 1944 году. Время возникновения этих построек не позже Х века нашей эры. Это уникальные жилые и оборонительные комплексы, построенные с учетом сейсмических воздействий, с толщиной стен до 3,5 метра и впервые применёнными в мировой практике ферменными перекрытиями, не опирающимися на несущие стены. Сегодня вопрос сохранности этих уникальных памятников народного зодчества - одна из главных задач, стоящих перед Министерством культуры КБР.   

Сегодня на территории  КБР нет архитектурных объектов, которые имели бы статус памятников международного значения или хотя бы особо ценных памятников культурного наследия Российской Федерации, хотя ряд объектов заслуживает этого. Такие международные организации как ЮНЕСКО вправе вмешиваться в вопросы сохранения памятников, только если они включены в категорию объектов мирового культурного наследия. В данном случае все упирается в вопрос совместного финансирования охранных мероприятий - как международной организацией, так и государством.

Кроме сохранения недвижимых памятников культурного наследия следует обратить внимание на условия хранения культурно-исторических артефактов, переданных в Национальный музей КБР. Сейчас состояние музейных хранилищ довольно-таки удручающее. Сотрудники со своей стороны стараются обеспечить необходимые условия хранения экспонатов в рамках тех финансовых средств, которые им выделяет государство. Музей находится в здании, давно требующем капитального ремонта, музейное хранилище заражено грибком. В хранилище возникают проблемы с обеспечением микроклимата,  с проведением дезинфекционных мероприятий, необходимых для сохранения артефактов, на которые из республиканского бюджета средства не выделяются.

Предметы, требующие периодических реставрационно-консервационных мероприятий, фактически гибнут в стенах главного музейного хранилища КБР. Поэтому мы ежегодно обращаем внимание правительства Кабардино-Балкарии на необходимость финансирования в рамках республиканских программ, и если до сих пор у нас не существовало реального рычага воздействия на эту ситуацию, то с прошлого года был принят целый ряд подзаконных актов, обязывающих органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивать мероприятия по сохранению культурного наследия, в том числе и в музеях.

Говоря о состоянии объектов археологического наследия в КБР, следует отметить, что закон охраняет их независимо от того, поставлены ли они или нет на государственный учёт. В 73-м Федеральном законе «Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры РФ» черным по белому записано, что «выявленные объекты археологического наследия находятся под охраной государства с момента их обнаружения». Что же мы имеем на практике?

Объект культурного наследия «Шалушкинская курганная группа», расположенный на северо-западной окраине селения Шалушка, относится к 14-16 вв. н.э. На территории данного памятника археологии главой сельской администрации выделяются земельные участки, и полным ходом ведется строительство. Об этом факте нарушения законодательства нам стало известно в ходе проведенной проверки, и в данный момент готовится документация для передачи в республиканскую прокуратуру. Надеемся, что будет возбуждено административное делопроизводство, не исключаем и уголовного дела  в отношении главы села.

Мы знаем, что он разрешил строительство на охраняемой государством территории, полагая, что максимальным наказанием будут штрафные санкции. Однако 23 августа 2013 года вступил в силу 245-й Федеральный закон, в соответствии с которым для нарушителей предусмотрены штрафные санкции до 60 миллионов рублей, а при обнаружении признаков уголовного деяния - лишение свободы сроком до шести лет. Хотелось бы обратить на это внимание граждан, ведущих несанкционированные раскопки. Любые действия, связанные с объектами археологического наследия, возможны только при наличии у лица, проводящего те или иные работы, открытого листа на проведение разведок или раскопок. Лист выдаётся Министерством культуры РФ на персональное лицо  на конкретный объект с указанием календарного срока мероприятий.

К сожалению, в республике есть такие «археологи», ведущие незаконные раскопки и своими неквалифицированными действиями уничтожающие уникальные археологические памятники. Всегда считалось, что народы Кавказа очень трепетно относятся к памяти своих предков, но мы сейчас наблюдаем абсолютное пренебрежение  и полное безразличие. В лучшем случае, интерес проявляется только с позиций материальной наживы. И в данном вопросе правоохранительные органы, призванные защищать законность, занимают более чем странную позицию.

В 2010 году  в процессе проведения грабительских раскопок на самом крупном кургане Юго-Восточной Европы был задержан житель селения Нартан. Трижды районная прокуратура отказывалась возбуждать уголовное дело, якобы в связи с отсутствием состава преступления. Сам грабитель в своих показаниях отмечал: он знал, что это археологический памятник, находящийся под охраной государства. Прокуратура же не видит признаков состава преступления. И все попытки возбудить уголовное дело были безрезультатны.

Этот «археолог» был замечен дважды за разграблением памятников. Для этих целей он даже приобрел металлодетектор стоимостью в 180 тысяч рублей. Видимо, в правоохранительных органах нет специалистов, которые бы разбирались в правоприменительной практике в этом отношении.

Хотя есть и положительные сдвиги. Так, в результате спецоперации, проведенной сотрудниками МВД КБР, в селении Заюково было изъято большое количество археологических артефактов, добытых незаконным путем. Причем лица, имевшие непосредственное отношение к грабежу захоронений, должны были по своим должностным обязанностям стоять на защите закона. Таким образом было уничтожено несколько сотен погребений.

В начале 1990-х годов на территории КБР частным лицам были незаконно выделены земельные участки с расположенными на них археологическими объектами, имеющими статус памятников федерального значения. У нас есть возможность через публичную кадастровую карту определять конкретные участки, выделенные из земельного фонда историко-культурного значения и изымать их.

В данный момент на территории КБР нет действующих открытых листов на проведение археологических исследований. В октябре государственное предприятие КБР «Наследие» проводило исследовательские работы на территории Заюковского некрополя для постановки памятника на государственный учёт. Ранее проводились работы сотрудниками Института археологии Кавказа на участке ЛЭП «Нальчик-Владикавказ» и на участке, выделенном под застройку на северо-восточной окраине селения Шалушка. Были исследованы подкурганные захоронения II тысячелетия до н. э., достаточно интересные по набору элементов погребального обряда. Эти исследования позволят открыть еще одну страницу, касающуюся древней истории народов Северного Кавказа.

К сожалению, молодое поколение республики не проявляет интереса к археологической науке. В 2008-2009 годах Институтом археологии Кавказа проводились масштабные раскопки на участке строительства объездной дороги вокруг Нальчика, где было исследовано порядка 5000 квадратных метров поселения, относящегося к эпохе «поздней бронзы»-«раннего железа», то есть 9-10 векам до н. э. В связи с этим руководство института обращалось в КБГУ, чтобы студенты исторического факультета прошли археологическую практику на этих раскопках. Однако со стороны руководства университета поступил отказ. А ведь во всех университетах РФ, где имеются исторические факультеты, археологическая практика является обязательным элементом обучения.

В образовательном процессе на историческом факультете КБГУ сегодня археологическая практика отсутствует. Археологи старшего поколения в силу возраста не в состоянии проводить полевые исследования, а молодая смена ученых практически не готовится. Поэтому мы вынуждены обращаться за помощью к нашим коллегам из Ставропольского края, Краснодарского края, Ростовской области. В Республике Северная Осетия очень хорошо поставлена подготовка ученых-археологов. Если смотреть по количеству лиц, имеющих учёную степень кандидата исторических наук по специальности «археология», то показатели в РСОА  кратно превосходят количество специалистов-археологов в КБР. И это несмотря на то, что наша республика наиболее насыщена объектами культурного наследия.

Отсутствие интереса у руководства и  студентов исторического факультета к археологии негативно сказывается на сохранении тех уникальных культурных памятников, которые мы имеем. А ведь исследовательские работы ведутся. Только в прошлом году проводились масштабные раскопки на территории строительства Зарагижской ГЭС, где очень были нужны рабочие руки. С учетом предстоящих объемов археологических исследований квалифицированные специалисты будут очень востребованы. И хотелось бы, чтобы в этих исследованиях принимали участие ученые, подготовленные в республике.

Надо учитывать, что без знания своего прошлого у народа не может быть и будущего. Вопрос сохранения памятников культуры не менее важен, чем вопросы здравоохранения, просвещения и трудоустройства населения.  Финансирование охранных мероприятий не должно осуществляться по остаточному принципу. Лишь сохраняя историко-культурное наследие, можно будет говорить, что мы - территория действия Конституции, территория действия закона.

© РИА «Кабардино-Балкария», 2013

Поделиться новостью

Информация

Z Скорбим Адаптационная комиссия

Нужна помощь