Экономика Борис Блаев: «Возрождение производства в Тырныаузе – лишь первый шаг»

Борис Блаев: «Возрождение производства в Тырныаузе – лишь первый шаг»

В числе актуальных экономических новостей последнего времени – проект поверхностной добычи руды на базе Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Проект показал себя как один из самых рентабельных и практичных.

Сайт администрации Эльбрусского района приводит мнение последнего советского директора Тырныаузского ГОКа Бориса Блаева. В свои 77 лет Борис Хагуцирович продолжает активно работать, но теперь уже в другой известной компании родом из Эльбрусского района — тресте «АйБиСи Промстрой», который разрабатывал мастер-план развития Приэльбрусья и проектировал новые канатки на Азау. С горно-обогатительного комбината Блаеву пришлось уйти ещё в 1992 году, но когда в Кабардино-Балкарии появилась компания Almonty, его и других специалистов ГОКа пригласили для экспертной оценки возможностей восстановления производства.

Потенциальные инвесторы за последние несколько лет приезжали в Тырныауз не раз, но переговоры обычно заканчивались безрезультатно. Среди причин этого называлось отсутствие технологий переработки сравнительно бедных руд, которые сделали бы предприятие рентабельным. Однако, по словам Бориса Блаева, такие технологии были разработаны ещё в советский период и, более того, успешно применялись до развала комбината.

– Ещё в 1984 году мне было понятно, что богатые руды мы выработали, и нужно заниматься технологией обогащения и переработки бедных, — рассказывает Б. Блаев. — Эту работу мы провели, обратившись к технологии рентгено-люминесцентной сепарации, которая позволяет относительно бедные руды превращать в богатые, что делает добычу бедных руд высокорентабельной. В Тырныаузе эту технологию мы впервые использовали для обогащения вольфрама. Мы тогда пристроили производственный комплекс с рентген-люминесцентной сепарацией к дробильно-сортировочному узлу, где дробилась пустая порода для отсыпки дорог. Перерабатывали миллион тонн пустопорожнего щебня, зная, что вольфрам там есть, хотя и немного, и в результате очень серьёзно удалось повысить концентрацию. Кратность обогащения вольфрама составляла 900 раз, молибдена — 1900 раз, и по этому показателю мы были впереди всех. Когда к нам приезжали американцы, они поражались, как мы можем работать на такой руде. До 1992 года это всё работало.

Ещё один принципиальный вопрос при восстановлении комбината в Тырныаузе – рынок сбыта вольфрама, основным потребителем которого традиционно является военно-промышленный комплекс. Сегодня потребности военных в этом металле не настолько велики, как в советский период, но Борис Блаев говорит, что основной сферой применения вольфрама сейчас могут быть отрасли, где требуется высокопрочный инструмент - станкостроение, машиностроение, горнодобывающая промышленность. Это достигается за счёт использования в их производстве нанокристаллического карбида вольфрама, который должен стать одним из основных продуктов, выпускаемых на восстановленном комбинате.

По словам Б. Блаева, только производство нанокристаллического карбида вольфрама может давать доход 3,4 млрд рублей в год. Объём инвестиций в восстановление производства на Тырныаузском ГОКе, согласно разным концепциям, оценивался в последние годы в сумму 5–8,3 млрд рублей, поэтому капитальные затраты можно окупить сравнительно быстро.

Но возрождение собственно производства — это только первый шаг, поскольку Тырныаузский ГОК является градообразующим предприятием, предполагающим масштабную социальную и коммунальную инфраструктуру для его работников и города в целом.

Но главное, о чем предупреждает Борис Блаев, – восстановление комбината не состоится без «последних из могикан», работавших здесь ещё в советское время: «Проект нового генерального вскрытия месторождения можно сделать за полгода, строительство займёт два года, не более. Технология общедоступна, нужно ею просто грамотно воспользоваться. Но горное предприятие нельзя проектировать по принципу — я заплачу денег, и мне всё сделают, нужно использовать тех специалистов комбината, которые ещё живы. Пока не поздно».

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь