Экспедиция «Аланский путь»

03.03.2015 - 16:50 Просмотров: 4,751
Дорогие читатели! Я обещал рассказывать вам о наиболее значимых и интересных событиях туристско-краеведческого характера, происходящих на территории КБР. В этот раз хотелось бы поведать об экспедиционном проекте «Аланский путь», давшем старт развитию профессионально организованного off-road туризма через перевалы и по ущельям Центрального Кавказа.

Инициатором проекта выступил Северо-Кавказский горный клуб, в котором мне довелось работать в 2013 году. Возглавлял клуб приглашенный Корпорацией развития Северного Кавказа из Красноярского края экс-генеральный директор туристического агентства «Саянское кольцо», президент фонда «Культурное наследие Сибири» Андрей Катаев. Концепция экспедиционного маршрута «Аланский путь», предложенная Андреем Катаевым, предполагала разработку комплексных маршрутов активного передвижения вдоль Главного Кавказского хребта на автомобилях, квадроциклах, лошадях, велосипедах, вертолете и пешком.

Название проекта «Аланский путь» связано с одноименным полиэтническим государством Центрального Кавказа, погибшим после татаро-монгольского нашествия 1238 года и нашествия Тамерлана 1395 года. Концепция маршрутов экспедиции предполагала посещение мест предположительного проживания аланских племен, переезды через высокогорные перевалы по сложным дорогам и тропам, которыми пользовались в старину люди. В 2012 году приложив большие усилия в освоении географии Северного Кавказа, разработке транспортной логистики, Катаев организовал первую джип-экспедицию «Аланский путь: от Эльбруса до Казбека».

Дальнейшее развитие этого экспедиционного направления предполагало создание в единой концепции активных туристско-краеведческих маршрутов с привязкой их к природным и историческим достопримечательностям всего Центрального, Западного и Восточного Кавказа.

В октябре 2013 году по договоренности с туристической компанией Russia discovery была проведена первая экспедиция на квадроциклах «Аланский путь: от Дигоры до Эльбруса», активным участником которой мне посчастливилось тогда стать. Впечатления и организационный опыт, полученный в этой экспедиции, навсегда оставили в копилке моих воспоминаний яркий след.

Итак, обо всем по порядку….

У развалин

24 путешественника на 17 квадроциклах стартовали из Дигорского ущелья Северной Осетии. Границу КБР пересекли в районе села Ташлы-Тала, оказались в ущелье Хазни, где и был разбит для ночёвки первый палаточный лагерь – прямо близ развалин старинного поселения с остатками сторожевой башни и крепостной стены.

Утро следующего дня было ясным, сулило теплый и солнечный день, однако буквально на глазах откуда-то снизу набежали облака, опустился густой туман и пошёл снег. Собрав лагерь и приготовившись к дальнему и тяжелому переезду, преодолели перевал Хазни Ауш и спустились в Суканское ущелье. Не теряя времени, начали подъём на перевал Мехтиген, за которым – Верхнебалкарская котловина, историческая колыбель балкарского народа.

Отобедав у старинных аулов, отогрелись, собрались с силами и отправились покорять самый высокогорный перевал – Жоравчик (3200 метров над уровнем моря). До него оставалось метров 300, когда повалил снег. Несколько неудачных попыток подъема едва не закончились трагедией, так как один участник потерял управление и едва сумел спрыгнуть с квадроцикла, когда тот укатился в обрыв…

Решили в Безенги ехать в объезд, через Голубые озера.

Невиданное

На место добрались только к полуночи – промокшие, продрогшие, немного расстроенные, но готовые продолжать экспедицию с двойным упорством и интересом.

На рассвете снегопад прекратился, перед нами сияла потрясающей красоты Безенгийская стена.

Маршрут продолжился на перевале Думала, связывающем ущелья Безенги и Чегем. Мы посетили развалины старинных аулов, запечатлели увиденное на фотоаппарат и видеокамеру.

Все участники были едины во мнении, что такого разнообразия природного рельефа, где за каждым поворотом что-то новое, совершенно не похожее на предыдущее, они не видели нигде.

В каменных склепах

Следующей остановкой стал Городок мёртвых – уникальный архитектурный памятник эпохи Средневековья, в котором история народа запечатлена в каменных склепах.  В селении Эльтюбю осмотрели старинную балкарскую башню, у Чегемских водопадов, на дне теснины – традиционный шашлык, хычины и айран…

Актопракский перевал – следующее место, оставившее неизгладимое впечатление. Бело-глиняные горы с неприступными скалами, альпийские луга в лучах закатного солнца...

В Приэльбрусье приехали уже к ночи.

Прорыв

Следующий день был многообещающим. По плану – квадропрорыв до максимально достижимой высоты на склоне Эльбруса.

Переезд был тяжелый, но до станции «Мир» (3500 м) добрались без особых проблем. Преодолеть еще 300 метров до станции Гара-Баши смогла только половина участников. И только двое пробились до нового приюта «Лип-Рус» (3912 м), они и стали рекордсменами.

Остальные пересели с колёс на «гусеницы» – ратраки подняли нас к приюту как банальных туристов. Главный Кавказский хребет был словно на ладони. Вниз на поляну спустились под вечер и долго не уезжали, делясь эмоциями и впечатлениями от увиденного.

На следующий день решили совершить несложный, но зрелищный переезд в ущелье Адыр-Су. Экзотики придал уникальный подъемник –  автомобили  загоняют на платформу и поднимают на 70 метров.

Ущелье проехали на одном дыхании – по крутой горной дороге, окружённой сосново-березовым лесом, грибными полями. Верхней точкой стал альплагерь Улу-Тау. После продолжительного полевого обеда, непринужденного общения спустились к бурному Баксану, от реки – на покой, в гостиницу.

А поутру они проснулись

Проснулись – всё Приэльбрусье белое. Очистили от снега квадроциклы, и  колонна двинулась в сторону Тырныауза.  Предстояло «проскочить» от южного склона Эльбруса к северному, через каменистые перевалы и далее – через горы Карачаево-Черкесии спуститься в Кисловодск, к конечному пункту маршрута.

Подъем от Тырныауза до перевала был продолжительным и весьма зрелищным. Почти двухкилометровый набор высоты, развалины некогда могучего вольфрамо-молибденового комбината. Следы вмешательства человека в природный пейзаж – на огромной территории, на поверхности горы и в её чреве: штольни, штреки, отвалы, хвостохранилище…

На перевале Су-Арык – новые сюрпризы. Во-первых, стало понятно, что поднялись выше облаков, которые казались океаном в долине между скал. Во-вторых – фантастическая панорама скалистых гор, плато Кинжал и окрестных пиков.

Полтора часа безостановочного движения, и мы в долине реки Малки. Эльбрус – во всём своём великолепии – от подножия до вершины.

Те, кто мог двигаться, проехали на поляну Эммануила, посетили базовый лагерь восходителей на Эльбрус и уникальное серебряное озерцо. Переезд через Бечасынское плато и горные аулы нас окончательно вымотал. В Кисловодск спускались из последних сил.

Чувство восторга, радости от пролетевших как один миг семи дней  сподвигло путешественников к возвращению на благодатную землю Кабардино-Балкарии в следующем году, когда маршрут второй квадроэкспедиции прошел от Кисловодска до Грозного.

За 7 дней участники квадроэкспедиции преодолели около 700 км, 6 перевалов, 8 основных ущелий Центрального Кавказа с перепадом высот от 890 м до 3912 м над уровнем моря. В день проезжали 100–150 км. Пересекли всю горную Кабардино-Балкарию от крайней южной границы до северо-западной.

К сожалению, корпорация развития Северного Кавказа в 2014 реорганизовала Северокавказский горный клуб, Андрей Катаев перешел на новую работу в Сочинский туркластер, а задуманная природно-историческая концепция экспедиционного маршрута «Аланский путь» осталась коммерческим направлением Северо-Кавказского горного клуба, предлагающего в однодневные и многодневные джиппинги и экспедиции по ущельям и перевалам Центрального Кавказа.

Тенгиз Мокаев, журналист, член Русского географического общества

Фото автора

 

Поделиться

Читать также