Газ на авто: мифы и реалии

16.01.2017 - 10:47 Аналитика Просмотров: 2,450
В последнее время среди автовладельцев, одной из самых проблемных, болезненных  и обсуждаемых стала тема установка газобалонного оборудования (ГБО), отказы ГИБДД в регистрации транспортных средств, на которых ранее было установлено, но не зарегистрировано ГБО, прекращение регистрации транспортного средства (ТС) при отсутствии разрешающих документов на газ.

Проблемным стало также резкое удорожание процедуры сбора и подготовки разрешающих документов на газовое оборудование, появление посреднических организаций, предлагающих разные варианты получения этих документов. Конечно, ГИБДД лишь исполнитель законодательной воли государства и тем непонятней выглядит карусель с ГБО.

***

В 2013 году Владимир Путина высказал мнение, что переход с бензина на газ, кроме прочего, позволит в 2-3 раза снизить количество вредных выбросов в атмосферу, и принесет не только экономический, но и экологический эффект. Он отметил, что газ в качестве моторного топлива используется уже более чем в 80 странах мира.

Ситуация с переходом на газомоторное топливо в стране изменилась после вступления в силу с 1 января 2015 г. нового технического регламента Таможенного союза №18 «О безопасности колесных транспортных средств» и теперь именно этот документ стал отправной точкой в вопросе об установке ГБО.  И как у нас водиться в России чиновники опять всё тихо усложнили.

После этого по всей стране прокатилась волна недовольства автомобилистов, связанная с жесткими требованиями и ограничениями в вопросах внесения изменений в конструкции ТС, длительностью и дороговизной процедуры оформления документов, а рейды ГИБДД на дорогах стали сулить жесткими санкциями в отношении водителей, не зарегистрировавших изменения в конструкции своих автомобилей. Да, газобаллонное оборудование взрывоопасное и мы все свидетели того, к каким трагедиям приводят взрывы газа, но  нужно искать приемлемый для всех сторон вариант.

До недавнего времени в Кабардино-Балкарии практика рейдов по газу не применялась, за исключением проверок автопарков транспортных предприятий и такси, однако с 7 по 14 сентября 2016 года на дорогах республики прошли оперативно-профилактические мероприятия «Законный Авто Газ». В ходе рейдов было выявлено 508 нарушений эксплуатации газобаллонного оборудования, попадающие под штраф в размере 500 рублей, либо прекращение регистрации ТС. За 10 месяцев на прекращение регистрации ТС было направлено свыше 600 материалов. После этих рейдов количество обращений в ГИБДД от автовладельцев по установке ГБО увеличилось почти в два раза. Деваться некуда, закон есть закон.

Автомобили, на которых ГБО было установлено, в соответствии с техническим регламентом до 2015 года регистрационные операции в ГИБДД проходят беспрепятственно, однако их владельцам необходимо внести записи в техпаспорт и свидетельство о регистрации.

Проблема безопасной эксплуатации ГБО была актуальна всегда, ведь в случае утечки газа или его взрыва в плотном городском потоке, помимо водителя и его пассажиров пострадать и погибнуть могут многочисленные случайные прохожие. Поэтому обеспокоенность органов государственной власти относительно безопасности использования ГБО, рейды на дорогах и суровые санкции в отношении нерадивых водителей абсолютно оправданы.

Однако у всей этой истории есть и обратная сторона, известная зачастую только тем, кто лично сталкивался с процедурой регистрации ГБО. Нужно понимать, что большинство автовладельцев устанавливают ГБО из соображения экономии денег и относятся к категории не особо состоятельных граждан. Для такого региона как Кабардино-Балкария, где уровень жизни в целом ниже, чем по стране, а средняя зарплата, к примеру, учителя составляет 15 тыс. рублей сокращение расходов на ГСМ является социально значимым вопросом для многих семей.

Если до 2015 года процедура официальной регистрации ГБО была очень простой, стоила 500 рублей и не требовала записи в регистрационные документы на автомобиль, а суровых санкций за отсутствие разрешающих документов не было, большинство водителей попусту не озадачивались регистрацией газа и ездили так годами.

Однако с 1 января 2015 года процедура регистрации ГБО стала сложной и дорогостоящей, а автомобилисты стали ездить без документов на свой страх и риск из временных и экономических соображений.

В прошлом году, являясь автовладельцем и также как многие люди, не понимая новых правил регистрации ГБО, я обратился за разъяснениями в Управление ГИБДД МВД по КБР, где получил информацию от инспектора технического отдела. После этого я написал статью «Установить газ на машину стало сложней», которая вскоре набрала свыше 25 тыс. просмотров, что для нашего сайта является рекордным показателем и говорит о чрезвычайной важности вопросов газомоторного топлива для населения республики.

Недавно мне случилось приобрести автомобиль повышенной проходимости и, соответственно, прожорливости по топливу и я решил установить на него ГБО и на своем опыте рассказать читателям каково сегодня установить законный газ, что правда, а что вымысел, что, где и почем, какие сложности возникают при оформлении автогаза.

Сначала я проехал в основные места установки газа в Нальчике и районах республики, узнал расценки, условия, общался с газовщиками и простыми автовладельцами. Многие охотно рассказывали о схемах и практиках, сложившихся за два года, автовладельцы эмоционально говорили о «страшных» гаишниках, которые сделают все, чтобы создать вам трудности при оформлении газа.

В общем, все по порядку!

Первым шагом перед установкой ГБО должно быть получение заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства, которое выдается сертифицированной испытательной лабораторией, или техническим институтом. Однако проблемой для нашего региона является то, что все основные лаборатории и аккредитованные институты (их по стране насчитывается 258) находится за пределами СКФО, преимущественно в столичном регионе страны и автовладельцы из КБР не поедут туда самостоятельно, чтобы предъявить транспортное средство. Поэтому взаимодействие с испытательными лабораториями происходит дистанционно. Теоретически автомобилист может самостоятельно найти в интернете список лабораторий, выбрать подходящую ему по условиям и расценкам, отправить копии необходимых документов. Однако, как показывает практика человеку вникать в это все самостоятельно сложно, да и техцентрам тратит время на каждого неинтересно, им выгодней работать со своими представителями в регионе. Таким образом, автовладельцы обращаются к фирмам посредникам (обычно это сами газовщики, которые предлагают вместе с установкой ГБО подготовить документы для регистрации). Стоит такая услуга в Нальчике 2500 рублей за бланк предварительной экспертизы в районах республики от 1000  рублей. Получение этого заключения по времени занимает от 7 до 14 дней.

Вторым шагом регистрации ГБО является обращение автовладельца в ГАИ. Для этого гражданин должен с копиями документов на авто, оригиналом заключения предварительной технической экспертизы и фотографиями авто до установки ГБО написать заявление о возможности внесения изменений в конструкцию ТС.

В течение нескольких дней ГАИ рассматривает заявление гражданина и после визуального осмотра автомобиля выносит заключение о возможности, или невозможности внесения изменений.

После получения разрешения на установку ГБО автовладелец устанавливает его в сертифицированном центре, где получает документы на само газовое оборудование.

После этого автовладельцу необходимо повторно обратиться в испытательную лабораторию для получения протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений. Услуги посредников также обойдутся от 1000 до 2500 рублей, сроком ожидания от 7 до 14 дней.

На этом путь регистрации ГБО не заканчивается, автовладельцу необходимо пройти новый технический осмотр, в котором должно быть указано, что на автомобиле установлено ГБО (порядка 700 рублей по всей республике), а также оплатить госпошлину на установку ГБО в размере 800 рублей. 

После этого авто владелец с протоколом, техосмотром, госпошлиной и фотографиями авто после установки ГБО повторно приходит в ГАИ, сдает все документы (я насчитал 38 бумаг), которые направляются на согласование в Управление ГИБДД МВД по КБР, а гражданину предлагается подождать от 7 до 14 дней, пока все будет согласовано.

И вот наступает кульминационный момент – у автовладельца звонит телефон и ему сообщают, что документы готовы. Он идет в ГАИ, забирает свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности и в течение 10 дней ему необходимо внести в ПТС изменения в конструкцию.

Для этого он в ближайшем регистрационном подразделении ГАИ  пишет заявление о внесении изменений в конструкцию ТС, оплачивает госпошлину 900 рублей, проходит осмотр автомобиля и получает новое Свидетельство о регистрации транспортного средства и запись в ПТС.

Теперь его газ легальный, можно ездить спокойно, только помнить, что раз в два года необходимо проводить испытание герметичности баллона, получить акт и сертификат об испытании.

В итоге время, прошедшее с момента обращения в испытательную лабораторию до внесения записи в ПТС составило порядка 30 дней и обошлось по деньгам в 7500 рублей, помимо самого ГБО.

А теперь хотелось бы некоторые этапы регистрации расписать подробней и поделиться личными умозаключениями и мнением людей, с которыми довелось общаться.

Первая и самая главная претензия и вопрос к двум техническим экспертизам, которые стоят от 2-х до 5-ти тыс. рублей. По сути вся экспертиза – это отправление электронной почтой копий документов на авто с указанием типа ГБО, объема баллона, а также места установки с фотографиями авто до и после установки ГБО. При этом в лаборатории ни кто вживую вашу машину не видит, а значит и не может знать, что и как вам установили.

К чему весь этот цирк под предлогом безопасности эксплуатации? Конечно если вы живете в городе-миллионнике, в котором есть испытательная лаборатория, проблем предъявить авто на экспертизу и самостоятельно получить заключение нет. Но в случае, когда ближайшая такая лаборатория расположена за 2 тыс. километров все работает дистанционно и становится, по сути, формальностью, которая в виде нескольких бумажек проверяется при регистрации в ГАИ. Польза для безопасности от такой экспертизы сведена к нулю, за все, как и раньше несут ответственность установщик газа и сам автомобилист, зато от 2-х до 5-ти тыс. вы заплатите в любом случае.

Подобная унификация регистрационных операций, прописанная в техническом регламенте Таможенного союза №18, привела к отъему денег у населения, но вряд ли существенно отразилась на безопасности установки ГБО.

Конечно же этот регламент утверждался на самом высоком уровне, а шквал обоснованного недовольства пошел от автомобилистов с самого низа, рано или поздно он дойдет до законотворцев, которые по всей вероятности хотели облегчить жизнь автомобилистам, навести порядок, ввести единые стандарты, приняли к сведению мнение экспертов. Ведь в теории все просто: от пункта «а» к пункту «б» - все расписано красиво и понятно.

Очень бы хотелось, чтобы в масштабах страны для типовых и наиболее распространенных внесений изменений в конструкцию ТС был выпущен единый каталог по основным маркам и моделям автомобилей, как это сделано в некоторых странах мира. К примеру, зачем на каждую «ГАЗель», или «Жигули» получать техническую экспертизу для установки одного и того же типа оборудования, в одни и те же места автомобиля.

Теперь, по своему опыту регистрации ГБО поспешу развеять слухи о «бессовестных гаишниках»: никаких препятствий на всех этапах регистрации ГБО со стороны ГАИ не было. Более того сотрудники добросовестно выполняют свои обязанности, в частных разговорах сетуют на сложную и забюрократизированную процедуру оформления, искренне сочувствуют автомобилистам. Ведь весь гнев людей ложится именно на их головы, а малограмотным и возмущенным гражданам приходится разъяснять порядок оформления ГБО порой на пальцах. Они также как и автомобилисты надеются на послабления техрегламента.

После рейдов по газу многие водители всерьез озадачились оформлением ГБО при его установке, или легализацией ранее установленного ГБО и стали искать такие способы. Не все автовладельцы располагают временем и желанием самостоятельно производить длинную процедуру регистрации, вникать в кипу документов. Зато в условиях рыночных отношений спрос быстро «породил» предложение и особых проблем с этим нет, только заплати и езди на здоровье!

Тариф у посреднических контор за содействие в регистрации, как нового, так и ранее установленного оборудования один: в Нальчике, как я уже говорил, получение двух технических протоколов на установку ГБО обойдется водителю в 5000 рублей. При этом все регистрационные вопросы автовладелец будет делать самостоятельно. Как при этом он зарегистрирует в ГАИ старое и неприглядное на вид оборудование ни кого не касается.

Помню, как-то возле центра по установке газа встретил мужчину, пребывающего в крайне расстроенных чувствах. Разговорились, он оказался развозчиком хлеба. На его машине много лет стоял незарегистрированный газ, после рейдов он испугался попасться гаишникам и решил газ легализовать. Естественно он ни чего не понимает в документах, интернетом не пользуется. Зашел в одну контору – ему сказали 15 тысяч за документы, расстроился, столько нет у него денег, обратился в другую – ему сказали 5 тыс., он обрадовался, заплатил, через  две недели ему отдали на руки два протокола и сказали «теперь иди на регистрацию в ГАИ». Только ему не объяснили, что процедура регистрации нарушена, и он не может явиться в ГАИ с установленным старым газом, с баллоном находящимся вместо запасного колеса и с двумя протоколами техэкспертизы сразу. В итоге у гражданина в ГАИ документы не приняли, в заявлении совершенно обоснованно отказали, он стоит на улице в шоке, искренне ненавидит свое государство, недоумевая, за что с ним так обошлись. Завтра его остановят во время очередного рейда, прекратят регистрацию ТС, он останется без машины, работы, средств к существованию… А ведь таких как он по стране многие тысячи…

Есть и универсальная услуга по продаже документов на газ, при которой автовладельцу вообще не нужно ни куда ходить, все сделают за него сами, а он на руки через две-три недели получит все необходимые документы и пойдет в ГАИ для внесения изменений в ПТС. В Нальчике эта услуга совершенно открыто предлагается за 15 тыс. рублей, по районам ставка идет от 8 тыс. Только совершенно непонятно как без участия автовладельца происходят регистрационные операции и осмотр автомобиля. Однако я не участвовал данной схеме и мне неведомы ее подробности.

При нынешних ценах установить газ пропан на авто стоит от 12 до 60 тыс., в зависимости от типа и качества оборудования. Цена установки и самостоятельной регистрации самого дешевого ГБО на отечественный автомобиль, составляет 20 тыс. рублей, а если вы хотите установить хорошее оборудование и у вас нет времени, возможности проходить всю процедуру регистрации самостоятельно, будьте готовы выложить порядка 40 тысяч за газ на «семерку» или «приору».

Окупаемость таких затрат на ГБО для многих людей закрывает сам вопрос его установки, ибо если вы не проедите на этом авто 40 - 50 тыс. км, экономия затрат на топливо попросту не оправдает затраченных на его установку денег. По словам ребят из центров по установке ГБО, количество желающих установить газ за последние два года сократилось почти в два раза, и тенденция идет к снижению.

В октябре текущего года в процедуре регистрации ГБО произошли изменения: было разрешено оформлять ранее установленное и не зарегистрированное ГБО без демонтажа оборудования, что на самом деле для автомобилистов очень хорошо. При этом вышел запрет на установку баллонов в места, предназначенные под запасное колесо, являющееся самым популярным местом установки ГБО в легковых автомобилях.

Автомобилисты и газовики разводят руками: как же так, неужели бензиновое лобби страны  решило раз и навсегда похоронить саму идею перехода на альтернативное автомобильное топливо?

Что будет дальше – покажет время, а по данным ГАИ за два прошедших месяца было выдано 750 свидетельств о внесении изменений в конструкцию ТС.

Тенгиз Мокаев, корреспондент РИА КБР

© РИА «Кабардино-Балкария», 2017

Поделиться

Читать также

Комментировать

Войдите, чтобы оставлять комментарии