Философские идеи просветителя Саида Шахмурзаева

17.04.2017 - 11:56 Аналитика Просмотров: 1,005
Идеи просвещения людей не часто можно услышать из уст чиновников, которые вот уже не один век занимаются образованием в России.

Здесь, скорее всего, играет роль, как считал балкарский просветитель Саид Шахмурзаев (1886–1975) внутреннее состояние человека. Если человек духовно обогащён, наполнен высшим смыслом бытия, тогда он способен на миссию просвещения. Из ниоткуда, без определённой божьей искры просветителем быть невозможно, говорил Саид Османович.   

Просветительские взгляды Саида Шахмурзаева на воспитание и образование детей высказывались на Северном Кавказе и до него. У идей Саида были не только сторонники, но и оппоненты, можно даже сказать – противники. Известен факт его официальной биографии, когда родители не пускали детей в организованную Шахмурзаевым школу, и тогда Саид Османович ходил по Верхнему Чегему и уговаривал родителей отпустить детей в советскую школу.

Свою просветительскую мысль Саид не изложил в каком-либо трактате, скорее всего эти взгляды изложены в его стихах. Будучи воспитан в традициях восточной культуры, имея исламское религиозное образование, Шахмурзаев не знал иного способа излагать мысли, кроме стихотворного. Изучая его жизнь, поступки, стихи, можно без всякого сомнения сказать, что его жизнь и есть важнейший педагогический труд того времени у балкарского народа, в котором глубоко рассмотрены вопросы умственного, духовного, нравственного воспитания личности.

Новой песни желанная поросль
Пробивалась за мной вдоль дорог.

В двух строчках Саид Османович говорит о том, что осознаёт, как его просветительская миссия даёт плоды. Он видит, что за ним уже пробивается и растёт новое поколение образованных им людей. Это явно его радует и вдохновляет дальше трудиться на благо людей. Несмотря на возраст, он продолжает искать, писать, разъезжать и наставлять учеников.

Саид Шахмурзаев, в 1939 году удостоенный в Кремле высочайшей государственной награды – Ордена Ленина, сформулировал ряд простых, но в то же время наиважнейших духовных правил, которые, по его мнению, должны были бы способствовать развитию новой личности:

- Любовью и лаской высекайте из детей искры любопытства к жизни и окружающему миру.

- Учите детей справедливости, честности и доброте.

- Следите за тем, что бы в детях правильно формировались представления о жизни, о людях, о природе. Удерживайте их от ложных и дурных мыслей, поступков.

- Скажите своим детям, что мир дуалистичен, что у каждого явления имеется лучшее и худшее.

- Говорите детям, что в мире нет мелочей. В горах даже самый маленький камень может вызвать большой камнепад.

- Не надо учить детей тому, чего они не могут осознать в силу своего возраста. Учение должно быть в радость, а не в тягость.

Саид Османович находился в поиске духовных корней своего народа и соответственно основ его просвещения. Он много писал о горной природе Кабардино-Балкарии, размышлял и полагал, что природа, как уникальное вселенское явление велика, сильна и является праматерью человечества. При этом он считал, что в природе мужское и женское начало имеют равную силу, а значит и мальчики и девочки должны иметь одинаковые права на образование. В его строках о происхождении маленького горного народа есть такие удивительные строки:

И в каких отдаленных эпохах и эрах
Жили пращуры наши в угрюмых пещерах?

В этих строках заключается универсальность мысли Саида, его дуализм, просветительский гений, которым он выразил свои размышления. Он знает, что на заре своего появления балкарцы, которых он считает тюрками-татарами, жили в пещерах и одновременно этими же пещерами он считает отсутствие образования у людей.  В этом же стихотворении он умело обращается к людям с призывом учить своих детей, что бы иметь в обществе почёт и уважение:

Только если ты вырастил сына-джигита,
Если дочь твоя блещет красой и умом, -
То не будет тогда
        твое имя забыто,
Не погаснет очаг,
        не обрушится дом.

Безусловно, Шахмурзаев считал источником знаний окружающий человека мир. Из воспоминаний его современников и учеников известно, что он верил в Бога, знал наизусть Коран, владел десятком иностранных языков -  арабским, тюркскими, немецким, латинским. Ему были известны философские труды древних греков, а любимым писателем был Хемингуэй, чей портрет он хранил на книжной полке. Саид считал, что у каждого народа существует своя система воспитания и она должна быть основой для взращивания новых поколений. Однако советская власть таких шансов не давала малым народам, и поэтому Шахмурзаев старался адоптировать идею воспитания нового советского человека к народным традициям балкарцев и карачаевцев. Эти народные педагогические традиции сохранились у балкарцев и карачаевцев до сегодняшнего дня. В силу своих возможностей он изучал, записывал и отстаивал право народа к самостоятельному педагогическому воспитанию детей и молодёжи.

Как философ Саид Османович исследовал вопросы человеческого становления, воспитания, формирования. А как просветитель он однозначно полагал, что путь человека и народа к нравственной и духовной высоте лежит через обретения знаний и преодоление невежества. Среди известных учеников Саида Шахмурзаева были герой Советского Союза Алим Байсултанов, генерал-майор бронетанковых войск Хаким Деппуев, поэты и писатели, учителя и учённые. Его называли в народе «Учитель учителей». Он всегда говорил, что основой воспитания и просвещения должна быть идея взращивания целеустремлённых, смелых, счастливых и добрых людей, у которых патриотизм и общественная полезность стояли бы на самом первом месте.

Заурбек Шахмурзаев

Поделиться

Читать также

Комментировать

Войдите, чтобы оставлять комментарии